Людмила Галеницкая
Консультация «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«О возможностях
в экологическом
воспитании» .
Галеницкой Л. В.
Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось недавно – в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на
планете. Рост населения Земли, интенсивное техническое развитие (прогресс) и такое же интенсивное использование природных ресурсов (леса, чис-
Публикация «Консультация „О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
тая вода, кислород и так далее) способствуют заг-
рязнению окружающей среды, разрушению биос-
феры, созданию условий, малосовместимых с
жизнью человека.
Экологическое воспитание и образование всего
населения (от маленьких детей до взрослых, про-
ходящих повышение квалификации, – это необхо-
димость нашего времени : детям и взрослым надо
раскрывать суть биосферных процессов, показы-
вать связь человека с природой, его зависимость
от неё, раскрывать законы природы, её гармонию
и красоту, возможность её самоорганизации и са-
мовостановления лишь при ограниченном вмеша-
тельстве человека, развивать трепетное отношение
к уникальности и многообразию форм жизни на
Земле.
При целенаправленном и систематичном воспита-
нии детей в детском саду или в семье у них
можно сформировать начало экологической куль-
туры, суть которых заключается в правильном от-
ношении к природе ближайшего окружения, т. е.
природе, входящей в пространство их строится на
элюзиональное – чувственном восприятии явлений
природы, усвоении или элементарных экологичес-
ких знаний и непосредственном практическом
взаимодействии с растениями и животными.
Народная педагогика отражает мысли, чаяния и устремление народа, образ его жизни и самосоз-
нание. В её основе лежит стихийная самооргани-
зация взрослых, взаимодействующих с детьми, их
взаимный интерес и привязанность как результат
коллективного творческого вклада многих покале-
ний в культуре.
В народной педагогике отчётливо просматривает-
ся идея гармоничной взаимосвязи человека с при-
родой, которая возникла из гармонии самой при-
роды и понимания необходимости приспосабли-
ваться к ней и преобразовывать её .
Русские психологи и историки такие, как В. О.
Ключевский, Г. В. Лунина отмечают : непроходимые
леса, топи, болота представляли собой большую
опасность и трудность, с точки зрения их освое-
ния и требовали борьбы и терпения в преодоле-
нии многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер, его национальн-
ные черты – терпение и милосердие, сохранение
величия духа в несчастьях, самообладание.
К эффективным средствам экологического воспи-
тания следует отнести устное народное творчест-
во, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда,
игр и досуга.
Например, пословицы – это «цвет народного ума»,
«это не старина, не прошлое, а живой голос на-
рода. Народ сохраняет в своей памяти только то,
что ему необходимо сегодня и потребуется завт-
ра». (В. И. Даль). В пословице заключена народ-
ная оценка жизни, отражены наблюдения народ-
ного ума. Во многих пословицах отражены тон-
кие наблюдения над природой, понимание того,
что природа – это сила, с которой надо считаться.
В народной педагогике существовали специаль-
ные приёмы воспитания в детях оптимизма и
жизнерадостности – таких качеств личности, кото-
рые помогают выжить в трудных условиях, не
терять веры в себе, верить в лучшее, стремиться
к нему. Хоровод – одно из народных празднич-
ных действ, которое целиком связано с приро-
дой, так как проходило действо всегда на приро-
де.
Народная педагогика – это совокупность семейно-
общественных традиций, содержанием которых яв-
ляется культ дитяти, добра молодца, красной де-
вицы, культ труда и праздника, культ терпения и
сочувствия. Значимой чертой русской народной
педагогике является оптимизм и жизнерадостность,
которые побуждают к воспитанию в детях качеств,
помогающих человеку выжить в трудных услови-
ях, верить в лучшее, стремиться к нему. Именно
это имеет принципиальное значение для экологи-
ческого воспитания.
Сложившаяся в настоящее время система эколо-
гического воспитания охватывает все стороны пе-
дагогического процесса – содержание, методы, тех-
нологии, управления. Взаимосвязь и стабильность
всех компонентов системы – оптимальное условие
формирования у детей начал экологической куль-
туры. Технология работы с детьми 2 - 4 лет насы- щена потешками, колыбельными песнями, пестуш-
ками, сказками, фольклорно-игровыми занятиями,
содержание которых отвечает задачам экологичес-
кого воспитания. Органично включённые в режим-
ные моменты (питание, сон, прогулки, гигиеничес-
кие процедуры), эти фольклорные формы вызыва-
ют эмоциональный отклик у детей, создают ра-
достное настроение. В экологическом воспитании
сказка относительно новое явление Она по сути
своей противоположна природной действительнос-
ти, в ней «невозможное возможно», в ней проис-
ходят нереальные событие, чудесные превращения.
Сказки повествуют о множестве незримых нитей,
которыми связаны населяющие природу живые су-
щества. Страшные несчастья и горькие беды обру-
шиваются на Землю, когда человек нарушает ве-
ликие законы природы, не задумываясь о послед-
ствиях своих незримых поступков. Экологическое
содержание сказок всегда реально, а фантастичес-
кие события и образы делают эту реальность ув-
лекательной, понятной и запоминающейся.
Мы должны любить свой дом и беречь природу,
которая удивляет и восхищает своими непревзой-
дёнными творениями и щедро дарит нам всё не-
обходимое для полнокровной жизни.
Литература :
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2009 г.
2. Программа воспитания и обучение в детском
саду.
М. А. Васильева
В. В. Гербова
Т. С. Комарова.