Наталья Алыкова
Консультация для педгогов и родителей «Мандалотерапия в работе с детьми»
Что такое МАНДАЛА? В переводе с санскрита «мандала» означает «круг». Эти символы округлой формы известны еще с древних времен. Древние люди рисовали их, вышивали на одежде, делали узоры из песка, строили как здание храма, использовали для медитаций и всевозможных ритуалов. Считалось, что священный оберег программирует на успех и везение во всех начинаниях. Это не просто рисунок, а целое послание миру!
Мандалу можно описать как квадрат, вписанный в окружность и декорированный различными фигурами и узорами.
Особенно завораживает в них то, что каждый рисунок и его орнаменты расположены симметрично!
Публикация «Консультация для педгогов и родителей „Мандалотерапия в работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Так, раскрашивая геометрический рисунок (матрицу, человек медитирует и настраивает свое сознание на позитивную волну. А каковы мысли — такова и реальность. Не случайно один мудрец сказал: «Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться»!
Первоначальная символика мандалы как культового изображения, предмета сейчас значительно расширилась и активно используется в психотерапии и психологии для самопознания. Итак: мандала защищает и гармонизирует; помогает в процессе медитации; способствует расширению сознания, концентрации внимания; оказывает терапевтический эффект при работе с соматикой, эмоциональными проблемами, снятии перенапряжения.
Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки, карандаши или краски и начать рисовать. Поэтому данная техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми. Детям очень интересна такая арт-терапия, потому что они любят рисовать, создавать свое «Я» в рисунке, а также потому, что результат этого творчества завораживает детей и вдохновляет их на продолжение работы.
Посредством такой терапии можно предупреждать и корректировать отклонения в развитии эмоциональной сферы как дошкольника, так и ребёнка значительно более старшего возраста, можно увлечь ребёнка активной познавательной деятельностью и формировать психические процессы, можно создавать условия для эмоционального благополучия ребёнка.
Необходимо только в самом начале работы создать атмосферу доброжелательности, ситуацию успеха и эмоционально вовлечь ребёнка в процесс занятий, а потом наблюдать за проявлением и развитием его творческих способностей, креативности, саморегуляции.
Что нужно для начала творчества вашего ребёнка?
Мандалы (уже созданные и/или трафареты для раскрашивания, краски, карандаши, кисти, фонотека. Традиционно мандалу рисуют в полной тишине – это требует сосредоточенности, но современному ребёнку бывает трудно в тишине – она давит, и место сосредоточенности занимает беспокойство, необъяснимое волнение. В таком случае можно включить для фона тихую спокойную музыку. Устанавливаем доверительные отношения с ребёнком, снимаем эмоциональное напряжение, если оно присутствует и … приступаем к сказочному действу – ребёнок создает свою мандалу, а мы не мешаем ему: не вмешиваемся в работу ребёнка без его согласия, следим за состоянием его напряжения/расслабленности в процессе работы, не оцениваем созданный шедевр ребёнка.
Хорошо после работы предложить ребёнку дать имя, название своей мандале, при этом можно помочь наводящими корректными вопросами.
Важно:
Предложить ребёнку несколько мандал на выбор (то, что ближе по настроению, дать чёткую инструкцию о том, что нужно выбрать только один «волшебный круг», предоставить возможность самостоятельного выбора материалов для работы и цветовой гаммы, включить музыкальное сопровождение.
Создание собственных и разрисовывание готовых шаблонов мандалы приносит детям настоящую радость! Главное – ребёнок должен работать без принуждения!
Каких-то определенных канонов и правил в раскрашивании мандалы не существует : можно начать с центра, а можно с края, можно закрасить весь рисунок или же оставить какие-то места нетронутыми, можно хаотично наносить цвет, а можно придумать себе определенный порядок раскрашивания, — всё в руках автора.
Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, если он повышен, помогает концентрировать внимание детям не особо внимательным, способствует развитию творческих способностей, развивает детскую фантазию, мелкую моторикуКроме того, мандалотерапия :
обучает ребёнка положительному самоотношению и принятию других людей;
воспитывает терпеливость и аккуратность;
формирует у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректирует нежелательные черты характера и поведения;
формирует самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
Возможна работа двух детей в пространстве одного круга, а также создание групповой мандалы. Мандалотерапия – очень эффективная техника в работе с детьми разного возраста.
Может быть рекомендована к использованию специалистам и родителям детей.