Татьяна Гришанова
Консультация для педагогов «Знакомим с правилами дорожного движения старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомим с правилами дорожного движения старших дошкольников
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сегодня как никогда актуальна. С каждым годом скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Для дошкольников дорога представляет серьёзную опасность. К сожалению, очень часто в результате несчастных случаев на дороге страдают дети. Для решения проблемы сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения с самого раннего детства.
Публикация «Консультация для педагогов „Знакомим с правилами дорожного движения старших дошкольников“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Так, в первой младшей группе детям необходимо разъяснять, что переходить дорогу можно только в сопровождении взрослого, держа его за руку.
Основными формами работы с детьми данного возраста являются: совместное с воспитателем рассматривание картинок, иллюстраций, беседы, чтение и повторение за воспитателем стихотворений, показ инсценировок, во время которых дети учатся понимать значение слова «опасность». Наиболее эффективной формой ознакомления детей с основами безопасности является игра. Малышей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Важное значение в работе с детьми данной группы имеет формирование пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол). Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу целесообразно использовать подвижные игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости» и т. д. В играх у детей закрепляются представления вперёд – назад.
С детьми второй младшей группы необходимо продолжать работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учить понимать и употреблять понятия здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. В этой группе дети продолжают знакомиться с улицей, дорогой и опасностями, которые там их подстерегают, с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Педагог должен обязательно использовать такие формы работы с детьми, как чтение художественной литературы, инсценировки с помощью игрушек, индивидуальные занятия с детьми, игры.
Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.
В средней группе необходимо продолжить работу по развитию ориентировки в окружающем, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
В старшей и подготовительной группе знания детей о безопасном поведении на улице уточняются и дополняются, дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо познакомить детей и с правилами перехода железнодорожных переездов. Дети должны уяснить, что поезд, как и машину, остановить сразу невозможно. Поэтому при переходе необходимо соблюдать определённые правила. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход», запрещающими («Въезд запрещён», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», предписывающими («Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход» и др.). Необходимо разъяснить детям, что обозначает каждый знак, разыгрывать ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Необходимо знакомить дошкольников с правилами езды на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей; маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребёнка, сбить пожилого человека, наехать на коляску. Детям можно предложить различные ситуации, изображённые на картинках. Полезно разыграть игровые сюжеты на тему: где можно и где нельзя кататься на велосипеде.
Старших дошкольников необходимо знакомить дошкольников с работой ГИБДД. Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолётах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения. Соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям следует показывать картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, постов ГИБДД. Организовывать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
Также необходимо познакомить детей с работой полицейских-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в чёрно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти, кому ехать.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.
Основные формы работы с детьми старшего возраста: чтение художественной детской литературы, детское творчество, инсценированные постановки, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, творческие задания, просмотр диафильмов, встречи с сотрудниками ГИБДД, тематические экскурсии, прогулки, спортивные соревнования, подвижные игры.
В старшем дошкольном возрасте педагог постоянно ставит перед детьми задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике. Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний правил дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена.
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, несмотря на то, что воспитатель идет рядом, дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города необходимо осуществлять тесную связь между всеми разделами программы. Знания, умения, навыки, полученные детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим и познанию себя, на экскурсиях, беседах, должны закрепляться, уточняться, дополняться на занятиях по развитию общения и речи, предматематическому развитию, ознакомлению с искусством и развитию изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальном занятии, в трудовой деятельности. На занятиях по ознакомлению с окружающим, предматематическому развитию, развитию общения и речи, изодеятельности, физической культуре необходимо постоянно уделять внимание формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, что тесно связано с обучением детей культуре поведения на улице. Важно всегда помнить, что развитие таких умений и качеств, как быстрота реакции на изменение окружающей обстановки, внимание, собранность, ответственность, уверенность, формирование координации движений, очень важны для обеспечения личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах, ведь именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГРУППАХ
В каждой возрастной группе создаются уголки по правилам дорожного движения для детей, где собраны игры, литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактический материал, настольные макеты перекрестков, улиц и другой материал.
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержанием занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаются различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
* Набор транспортных средств.
* Иллюстрации с изображением транспортных средств.
* Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
* Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.)
* Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения группы «Малыши», следует добавить:
* Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
* Простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть.
* Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
* Макет светофора.
* Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор».
На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей и подготовительной группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должен быть:
* Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
* Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
* Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
* Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ГИБДД: жезл, фуражка.
* Старшие дошкольники встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками», знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Собирается картотека «опасных ситуаций»
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. На групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, о необходимости использования в темное время суток и в условиях плохой видимости световозвращателей. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для родителей оформляется специальный стенд. На нем помещаются выдержки из правил дорожного движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Здесь можно поместить детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Уголок может быть оформлен так:
Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
Книжка-раскладушка.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
«Внимание – мы ваши дети!»
«Ребёнок имеет право жить!»
«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
*Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
*Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
*Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
* Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.
* Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
Можно использовать такие формы работы с родителями, как памятки, рекомендации, выпуск стенгазет, совместное творчество детей и родителей (техника исполнения – любая).
Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.
Использованная литература:
1. Авдеева, Н., Князева,О., Стёркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. -1997, - №3, №4. С32, С. 5
2. Загвоздкина, Т. В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников. – Мн. : Полымя, 2001. – 192с.
3. Степаненкова Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М. : Просвещение, 1979. -63 с.