Корж Наталья Сергеевна
Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников в ДОУ»
Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников в ДОУ»
Детство – самая незабываемая пора для каждого человека. Ее всегда связывают с веселыми гномиками и добрыми волшебниками, заботой и любовью родителей, теплыми солнечными лучами. Прежде всего, в семье у ребенка складывается первое представления о справедливости и добре, окружающем мире, о долге и ответственности. Родительская любовь для человека как «запас прочности», она создает ощущение психологической защищенности.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие с родителями дошкольников в ДОУ“» размещена в разделах
А в работе каждой дошкольной образовательной организации основным являются сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников, их интеллектуальное и творческое развитие, обеспечение условий для роста личности. Успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, так как родители – это самые первые воспитатели ребенка с момента его рождения.
Задачи, которые стоят перед детским дошкольным образовательным учреждением, в первую очередь предполагают открытость дошкольного заведения, его тесное сотрудничество и взаимодействие с иными социальными институтами, на которые также возложена функция принятия решений образовательных задач дошкольного учреждения. Самым близким и важным партнером в таком случае выступают родители воспитанников. Федеральный закон «Об образовании» гласит, что родители выступают для детей первыми педагогами. В их обязанность входит заложить в ребенке основы физического, интеллектуального, нравственного развития личности.
Педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими сторонами партнерских отношений. Таких, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, создания атмосферы совместных интересов, наиболее эффективно активизировать умения родителей в области воспитания, привести в готовность их для восприятия нового опыта.
На сегодняшний день родители это основной заказчик социальных услуг, предоставляемых дошкольной образовательной организацией. Следовательно, деятельность педагогов должна основополагаться на запросах и интересах семьи. Поэтому образовательным дошкольным организациям на данный момент нужно ориентироваться на поиск новейших форм работы и методов, учитывающих актуальные потребности семьи, способствовать развитию активной жизненной позиции у родителей. Необходимо менять существующую ранее практику работы с родителями детей, при которой семье принято показывать внешнюю систему ценностей, не принимая во внимание структуру семьи, ее традиции и опыт. В процессе взаимодействия социальных институтов (детского сада и родителей) стоит уделить внимание дифференцированному подходу к родителям, микроклимату в семье, социальному статусу, а также родительским запросам и степени заинтересованности родителей непосредственно воспитанием собственных детей.
Целью ДОУ, в работе с родителями является : знакомство родителей с детским садом, обеспечение информацией по вопросам воспитания ребенка в ДОУ. По этой причине меняется позиция дошкольных учреждений в их работе по отношению к родителям. В настоящее время образовательное дошкольное учреждение не только занимается воспитанием ребенка, но и предоставляет родителям консультации по вопросам воспитания. В связи с такими задачами образовательное дошкольное учреждение обязано определить условия сотрудничества с родителями воспитанников, совершенствовать формы работы, методы и содержание. Педагог – не только воспитатель, он партнер для родителей по воспитанию дошкольников.
Перед детским садом стоит задача: признать в родителях полноценных участников образовательных отношений, привлечь, оказать им профессиональную педагогическую помощь, вовлечь родителей на сторону ДОУ в плане согласованного подхода к воспитанию ребенка, и развитию его способностей и возможностей. Чтобы сотрудничество педагогов с родителями было положительным, воспитателю необходимо помнить такие принципы общения с родителями, как: доступность и открытость детсада для семьи. Каждый родитель может в любое удобное ему время знать, как осуществляется воспитание и развитие, видеть, в каких условиях ведется уход за его ребенком.
Для успешного сотрудничества родителей и педагогов необходимо воспитание, основанное на взаимопонимании и доверии обоих сторон; создания активной развивающей среды, разнообразных активных форм в взаимодействии взрослых и детей, которые предполагали бы единый подход к развитию ребенка семьи и ДОУ; анализ частных и общих проблем в воспитании и развития ребенка. Для планирования успешной работы, необходимо знать социальный состав, настрой, ожидания родителей от участия дошкольного учреждения в развитии и воспитании их ребенка. В этом педагогу помогут : проведение бесед и анкетирования родителей. На основе их данных воспитатель сможет профессионально скорректировать свою работу с родителями детей, найти эффективные приемы для взаимодействия с семьей.
В современных условиях ДОУ должен быстро реагировать на все изменения, происходящие в обществе, в образовательных запросах и потребностях семей, их социальном состоянии, обязан постоянно находиться в состоянии развития. С этим учетом нужно корректировать тематику и форму запланированных мероприятий для каждой отдельно взятой семьи. Взаимодействие с родителями предопределяет корректное обращение педагогов с родителями, дружелюбный стиль общения. Выражение неподдельного интереса, деятельность с доброжелательными мотивами располагает к себе.
С учетом нынешних требований важно, чтобы формирование единого пространства по развитию детей в дошкольном учреждении и в семье, становление и признание родителей в статусе полноценных участников образовательного процесса, стало главной целью дошкольной организации в современном мире. Достижение в развитии детей высокого качества, удовлетворение интересов родителей и детей, формирование единого пространства, возможно только при условии создания новой системы при взаимодействии родителей и ДОУ, в основе которого лежит сотрудничество.
Сотрудничество – это основа взаимодействия родителей и дошкольного учреждения, т. е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от возможностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в эффективном воспитании своих детей.
Профессиональный педагог дошкольного образовательного учреждения должен осознавать, что «сотрудничество» с родителями означает общение «на равных», а взаимодействие это способ организации деятельности сообща, осуществляемой при помощи общения. Таким образом, родители дошкольников, выступают субъектами образовательных отношений и могут обеспечить для воспитания и жизни ребенка благоприятные условия. Педагог же, обладая знанием психолого-педагогических характеристик дошкольников, выступает в качестве партнера родителей по воспитанию их ребенка.