Полякова Елена
Консультация для педагогов «Воскотерапия»
▼ Скачать
Я представляю свой опыт работы по использованию педагогической технологии «Воскотерапия» в образовательной деятельности детского сада. Технология использования пчелиного воска в образовательной практике разработана учителем-логопедом из города Лесной Свердловской области.
Целью применения данной технологии в моей практике является - повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в процессе интегративного решения образовательных задач.
Достоинства применения воска в совместной деятельности с детьми обуславливается следующими факторами:
Публикация «Консультация для педагогов „Воскотерапия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
он натурален и безопасен. Даже если его кусочек случайно проглотит ребенок, то ничего страшного не произойдет (чего не скажешь о пластилине);
лепка из воска прекрасно развивает мелкую моторику пальцев, а следовательно интеллектуальные способности ребенка, да и взрослого – это одно из лучших развивающих занятий;
лепка из воска стимулирует творческое воображение;
аромат воска влияет на формирование психоэмоционального состояния ребенка.
Компонентом валеологической составляющей занятий является:
воздействие пчелиного воска на организм ребенка;
физкультурные минутки;
пальчиковые игры;
зрительная гимнастика и др.
Воск является продуктом пчеловодства, может вызывать аллергическую реакцию. Поэтому прежде, чем знакомить детей с данным материалом, я провела опрос родителей.
В своей работе я использую натуральный пчелиный воск без добавок (даже натуральных - например, ланолин) и красителей, так как это может вызвать дополнительные аллергические реакции (на упаковках с цветным мягким воском не указано какие красители и добавки использованы).
Дети, у которых выявлена аллергическая реакция на продукты пчеловодства, работают с глиной.
На начальном этапе работ дети являются только слушателями. Дети узнают о жизни и труде пчел, о свойствах воска, глины. Вступительные беседы обогащают представления детей о предметах и явлениях окружающего мира.
Применяя в обучении глину и воск с терапевтическими целями, можно параллельно добиться обучающего эффекта, направленного на развитие у детей анализирующего восприятия предметов, на формирование действий по их обследованию, на усвоение правильных словесных обозначений признаков.
Глина и воск имеют цвет, запах, величину, форму, воспринимаемые при помощи органов чувств, но обладают и скрытыми признаками, не поддающимися непосредственному восприятию (хрупкость, переход из одного состояния в другое и т. д.).
Для усвоения детьми скрытых признаков различных предметов организовываются поисковые действия, направленные на определенный результат. Например, дети путем проб выявляют свойства этих веществ: воск - легкий, плавает в воде, расплавляется на огне; глина тяжелая, растворяется в воде, сохнет на огне, изделия из глины не пропускают воду.
Чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира является основой психического развития детей. Познавательная активность детей в лепке как целенаправленное, интенсивное усвоение знаний позволяет сформировать быстроту мышления, творческие способности и на этой основе – желание самореализации. Уникальным в работе с глиной и воском является и то, что воздействие лепки положительно влияет на характер и темперамент ребенка.
Мы лепим, обычно, 1 раз в неделю. За 20-30 минут до лепки я готовлю воск (разогреваю его в горячей воде).
Столы расставляются полукругом, так что дети могут видеть друг друга и мне было удобно подойти к каждому из них. Слыша знакомую песенку, дети садятся за столы:
"Маленький комочек - солнышка кусочек,
Сказку расскажи.
Что в тебе спрятано, что в тебе спрятано
Деткам покажи".
Когда все готово к работе, я подхожу к каждому ребенку и кладу в его ладошки, сложенные лодочкой, небольшой теплый комочек, продолжая напевать песенку.
Дети сразу начинают лепить, и если кому-то понадобится еще немного воска, он выставит вперед "лодочку", и я подхожу, чтобы дать еще кусочек воска.
Во время лепки мы стараемся не разговаривать: "Лишь только в тишине руки смогут слепить что-то очень красивое".
Интересно наблюдать, как дети лепят, каждый по-своему: одни заканчивают работу быстро и смотрят, что лепят другие, или идут играть, другие лепят долго, отрывая от куска маленькие частицы, а третьи все снова и снова подставляют ладошки, желая получить еще воска.
Некоторые дети комментируют свою работу.
Хочется обратить внимание на то, что воск, даже теплый, отличается от пластилина, и с ним приходится работать более энергично. Это особенно важно в работе по развитию моторики и движения рук.
Постепенно он остывает, и к концу занятия застывшие фигурки устанавливаются на подносы, чтобы все могли полюбоваться результатами. Работа с неокрашенным воском позволяет детям не отвлекаться от работы с формой, чтобы все старания, весь поиск были направлены именно на лепку, а не на подбор цветных кусочков.
Иногда я показываю маленькую сказку со всеми сделанными фигурками. Дети, особенно малыши, очень радуются, когда видят, что их лодочка или гриб очень пригодились герою сказки. В старшем возрасте дети сами могут рассказывать свою историю с тем, что они слепили.
В процессе работы с воском у детей формируются и закрепляются основные формообразующие движения, способы и приёмы лепки:
скатывание прямыми руками.
скатывание круговыми движениями.
сплющивание между ладонями, пальцами.
прижимание частей друг к другу.
вытягивание верхней части.
приемом вдавливания и т. д.
Но хочу отметить, что основной задачей для меня было использование воска как элемента здоровьеориентированной деятельности (терапевтическая и валеологическая направленность).
Работая с воском использую упражнения:
Свободное похлопывание кистями рук по восковому шарику поочередно;
Свободное постукивание пальцами рук по восковому шарику одновременно:
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп,
Слепим мы большой пирог.
Растирание ладоней восковым шариком.
Восковой шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп
«Кружочки». Слепить восковые кружочки, разложить на столе:
-Раз-кружок, два - кружок,
Раз-шажок, два - шажок.
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают (поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок).
«Орешки». Дети удерживают восковой шарик между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным).
«Лепешка». Скатать шарик. Положить шарик на доску и прижать сверху.
Наблюдения за детьми в процессе лепки помогают глубже «проникнуть» в их скрытую душевную жизнь и на основании этого привести в равновесие темперамент каждого ребенка, одновременно с этим развивая его познавательную активность.
Результат применения технологии «Воскотерапия»:
совершенствование мелкой моторики и движения пальцев рук;
повышение интереса к занятиям лепкой;
овладение практическими умениями и навыками;
положительная динамика уровня творческих возможностей и способностей;
повышение познавательной активности детей.