Елена Картамышева
Консультация для педагогов «Влияние мультфильмов на психику ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети схватывают все на лету, они быстро понимают, что телевизор
-удобный и необременительный способ провести время. Не успевают взрослые опомниться, как ребенок уже с пультом научился обращаться, и DVD запускать, и обнаружил все возможные каналы, среди которых далеко не все предназначены для детей. И в итоге дитя «прилипает» к телевизору как к лучшему другу.
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?
В первую очередь это переутомление, самый очевидный, но не самый
большой вред, который можно нанести малышу, Телевизионная программа калейдоскоп образов и звуков. Пытаясь уследить за ними
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние мультфильмов на психику ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мультфильмы для детей. Консультации
- Темочки
ребенок тратит много сил.
Для сравнения: просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
Вторая опасность телевидения заключается и том, что у ребенка может
возникнуть самая настоящая зависимость.
Что делать? Выключить телевизор совсем вряд ли получится, слишком много
информации мы, взрослые, получаем именно из него. Остается одно
постараться выработать правила обращения детей с телевизором, свести к минимуму тот вред, который может быть нанесен ребенку.
Что видит ребенок на экране телевизора на каждом возрастном этапе?
0-6 месяцев
В первые недели жизни приглушенный звук телевизора может убаюкивать
малыша, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя реагирует на знакомую заставку.
6-18 месяцев
В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном.
Наш совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста. Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором.
Наш совет: Необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы.
3-5 лет
Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между
воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм
—это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх в играх
Наш совет:
Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного
мультфильма. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику.
6-7лет
По мере взросления ребенок становится более внимательным к содержанию
телевизионной картинки. В шесть-семь лет у него складываются приоритеты, появляются пристрастия и собственный взгляд на увиденное.
Наш совет:
Этот возраст очень важен, так как ребенок идет в школу и нагрузки
возрастают. Особенно внимательно отнеситесь к тому, что и сколько смотрит ваш малыш. Дети, проводящие много часов подряд у телевизор
а или компьютера, как правило, мало читают, их интересы сужаются до размеров экрана. Постоянное облучение, исходящее от кинескопа, приводит к истощению нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны. Утром они с трудом встают, чувствуют себя не
отдохнувшими.
Просмотр мультфильмов может стать для малыша прекрасным отдыхом, приносящим пользу, но, конечно, при соблюдении некоторых правил.
Расстояние от маленького зрителя до экрана должно составлять не менее двух метров, а длительность самого "сеанса" не должна превышать часа. Во время знакомства с мультиками это время может составлять даже около 20 минут.
Не всегда это возможно, но все же постарайтесь заранее познакомиться с содержанием того мультфильма, который предлагаете малышу для просмотра.
Соответствует ли он возрасту ребенка, его интересам, склонностям, не содержит ли сцен жестокости и насилия?
Как ребенку смотреть телевизор.
Главное правило состоит в том, чтобы к телевизору «прилагался» взрослый,
который может прокомментировать увиденное. Если сюжет фильма или
телепередачи становится предметом обсуждения, стимулирует общение взрослого и ребенка, значит, просмотр несет пользу.
Вот, например, данные обследования 1300 школьников семи лет: дети,
проводившие перед телевизором больше двух часов в день, страдают массой специфических отклонений, среди которых нарушение концентрации, заторможенность, плохой сон, ожирение и так называемый заппинг-синдром –привычка переключать каналы и невозможность остановиться на чем-то одном. Ребенок постепенно начинает воспринимать жизнь как экран, где все понарошку, как в компьютерной игре или телевизоре. А это в свою очередь подавляет волю и желание хоть что-то делать.
Как быть?
Все очень просто —садиться рядом с ребенком и смотреть все то, что смотрит он. Это дает возможность «окультуривать» и выравнивать воздействие теле картинки на сознание малыша. Некоторые фильмы и передачи могут порождать у детей страхи и провоцировать агрессивность. Особенно опасными в этом смысле считаются триллеры, в которых присутствует так называемый «саспенс» –напряженное ожидание чего-то ужасного, а так же сюжеты, связанные с потерями, расставанием, одиночеством. Страх может быть нейтрализован только спокойной обстановкой дома, теплыми объятиями и выражениями любви, беседой и обсуждением увиденного.
Если ребенок сидит перед телевизором в одиночестве, самостоятельно
«прыгая» с канала на канал, он может потерять чувство реальности. По мнению психологов, если есть выбор между телевизором и кинотеатром, то последнее безопаснее.