Анна Саватеева
Консультация для педагогов «Виды детской одаренности. Условия формирования творчески одаренного ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для педагогов "Виды детской одаренности. Условия формирования творчески одаренного ребенка"
Виды одаренности включают все уровни психической организации с преобладанием и того уровня, который наиболее значим для конкретного вида деятельности:
Публикация «Консультация для педагогов „Виды детской одаренности, Условия формирования творчески одаренного ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
1. Академическая одаренность : 1). мотивационно – личностные характеристики (тяга ребенка к знаниям и умениям, активность познавательных процессов, заинтересованность, любознательность); 2). способность к обучению (широкий кругозор, легкость в освоении программного материала, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов).
2. Творческая одаренность : 1). художественная одаренность (проявление воображения в творческих работах. Разнообразие творческих работ и их отличное качество в соответствии с возрастом (поделки, рисунки); 2). литературная одаренности (развитая фантазия при умении составлять рассказы, сказки, легкое запоминание стихов, чувство рифмы); 3). вокальная одаренность (умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, музыкальный слух, хороший голос); 4). артистическая одаренность (двигательная и речевая память, умение «войти» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным персонажам); 5). конструкторская одаренность (развито пространственное мышление, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации, любовь к конструированию).
3. Психомоторная одаренность : 1) спортивная одаренность (высокие спортивные показатели, согласно с возрасту, постоянное желание двигаться хорошо развиты волевые качества к достижению результатов, связанных со спортом; 2). хореографическая одаренность (музыкальный слух, хорошая двигательная память чувство ритма, способность копировать движения).
4. Коммуникативная одаренность : 1). социально – личностная одаренность (умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, избегать и гасить конфликты); 2). лидерская одаренность (настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата и стремление контролировать ситуацию, хорошо развита организаторская способность: координировать сверстников на какое-либо общее дело, игру) [29].
Чтобы достичь наиболее эффективных результатов в развитии и совершенствовании способностей у одаренных детей, дополнительно необходимо вести работу с родителями (законными представителями) и общественностью [40, с. 119].
На начальном этапе развития способностей и становления личности у одаренных детей важное значение имеет семья. Родителей часто волнуют вопросы о том, какие достижения имеются у их детей, какая программа дополнительного образования больше подойдет и будет ли она интересна дошкольнику, почему ребенок отказывается заниматься той или иной деятельностью, каким образом помочь ребенку «найти себя» и состояться в будущем. Вследствие чего, возникает необходимость в пристальном изучении по выявлению, совершенствованию интеллектуально – творческих способностей одаренных детей.
Затем эстафету перенимают специалисты, но родители ребенка должны помогать и поддерживать его и в дальнейшем. Только в общем тандеме родителей и педагогов, можно добиться положительных результатов.
Существуют такие формы работы с родителями, как: анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей и склонностей детей; родительские собрания, в котором родителям сообщат об особенностях одаренных детей и форм работы с ними, а также, какими средствами необходимо руководствоваться при воспитании маленьких творцов; совместная работа по проектам программа, направленным на выявление, совершенствование способностей у детей, а также создание благополучной эмоциональной обстановки, памятки – рекомендации.
Для мотивации одаренных детей и отслеживания развития их способностей проводится организация работы с общественностью: спортивно – медицинские связи (поликлиника); научно – практические связи (техникумы, университеты); культурно – досуговые связи (детская библиотека, краеведческий музей, театры, выставки); система мероприятий, связанных с преемственностью дошкольных и школьных организаций (мастер – классы, консультации) [39, с. 79].
Не менее важным условием является выход детей на экскурсии, походы в парки, на выставки, концерты, спектакли, кинотеатры в зависимости от сферы одаренности детей дошкольного возраста. Эти мероприятия закрепляют представления детей, обогащают духовный опыт и мотивируют на дальнейшее достижение успехов в их выдающихся или скрытых способностях [50, с. 52].
Стоит обратить внимание, на то, что роль исследовательской деятельности особенно велика как среди детей в сфере интеллектуальной одаренности, так и в сфере творческой одаренности. Дети, в особенности, имеющие признаки одаренности, весьма любознательны, они с удовольствием проводят опыты, ведут обсуждение происходящих процессов во время проведения опытно – экспериментальной деятельности, ищут причинно – следственные связи. Педагогу важно дать возможность каждому ребенку принять участие в создании опыта или исследовательской ситуации а также дать возможность выдвигать свои идеи, вести дискуссию, но не забывая воспитывать уважение к собеседнику. В этом случае, воспитатель предстает в роли коллеги по взаимной деятельности, а не наставника. Также необходимо задавать вопросы, которые требуют больше мыслительной деятельности, самостоятельности с ограниченным количеством подсказок (или их полного отсутствия) направлять детей и заставлять проверять ответы в действиях.
Необходимо понимать, что способности одаренного ребенка, как и любого другого необходимо закреплять, постоянно развивать и совершенствовать, во избежание их угасания. Хорошим средством поддержания у ребенка желания заниматься любимым делом служит и объективное поощрение, что увеличивает уверенность в себе, своих силах и хорошее настроение при выполнении любимых занятий.
Необходимы определенные условия, при которых художественная деятельность может обеспечить гармоничное формирование творчески одаренного ребенка (Т. И. Комарова, А. И. Савенков) :
1. Создание единого педагогического процесса художественно –эстетического развития детей.
2. Работа с коллективом строится по типу студийной, где в различных художественных группах реализуются система коммуникабельного общения: партнерство, сотрудничество взрослых и детей. Эта система обеспечивает взаимодействие в форме диалога в период совместной работы. Немаловажным фактором, который влияет на успешный результат в развитии художественных способностей является комфортный психологический климат в группе, отражающий эмоциональное благополучие [30, с. 49].
5. Физическое развитие одаренных детей. Дошкольники с признаками спортивной, хореографической одаренностью часто показывают свои успехи в различных видах двигательной активности, например, видах спорта, хорошо владеют своим телом. В дальнейшем у них возрастает потенциал, чтобы стать чемпионами, танцорами, артистами цирка. Выделяют два стереотипа физических характеристик физически одаренных детей : первый – физически неподготовленный ребенок; второй тип указывает на то, что одаренные дети выше ростом, крепче, выносливее, здоровее и красивее, чем их обычные сверстники. Физические характеристики одаренных дошкольников также разнообразны и непохожи друг на друга, как и сами дети, поэтому нет необходимости и смысла делать выводы по поводу стереотипного обобщения. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей.
Навыки ручной работы, тонкая моторная координация, и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо больше связаны с возрастом и не так развиты, как например, познание. Руки ребенка необходимо тренировать: собирать пазлы, развивать графические умения, вырезать, клеить, плести. Но необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, его склонностей и возраста, чтобы не допустить потери интереса ребенка к любимому делу, появление неуверенности в себе. В составлении ранних программ обучения для одаренных дошкольников необходима точная индивидуализация для того, чтобы предотвратить наступление отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю жизнь