Татьяна Семибратова
Консультация для педагогов «Важные аспекты речевого развития в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Важные аспекты речевого развития детей в средней группе»
Развитие речи дошкольников средней группы : аспекты требований ФГОС
Публикация «Консультация для педагогов „Важные аспекты речевого развития в средней группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Рассмотрим основные аспекты формирования речевых способностей у дошкольников в рамках реализации ФГОС.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Рассмотрим каждый аспект требований ФГОС в отдельности:
1. Владение речью как средством общения и культуры - речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
• Ведущей формой работы по развитию речи дошкольников средней группы является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей : от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.
2. Обогащение активного словаря - происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря воспитателей и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы.
Уточнение, расширение и активизация словаря происходит на протяжении всего образовательного процесса в ДОО.
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Наша связная речь состоит из двух частей- диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения. О качестве связной речи у собеседника можно судить по умению четко, понятно, эмоционально общаться, уметь доказать и отстаивать свою точку зрения, подробно рассказать о произошедшем событии, мультфильме, прочитанном произведении.
4. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
Развитие речевого творчества - работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если педагоги создаеют для этого условия.
Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога.
Развивать интерес к пейзажной живописи необходимо уже со средней группы.
5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха включает в себя формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
-Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
-Развивать артикуляционный аппарат.
-Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
-Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
-Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
-Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
-Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
- Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
-Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, искажения произношения звуков, заикание, для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.
6. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
7. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы - главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.
Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда (иллюстрации).
8. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Само название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ, наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).
Содержание образовательного процесса реализуется через систему игрового направления и специальные аналитико-синтетические упражнения. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. Работа по формированию звукового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений
9. Основные педагогические приемы
Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.
Их суть заключается в следующем:
Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
Проведение работы с детьми в формате беседы.
Применение игровых технологий.
Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
Мотивирование на выполнение учебного плана.
Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.
Игры по речевому развитию
К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.
А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:
«Больше-меньше».
«Назови ласково».
«Чья игрушка».
«Продолжи предложение».
«Какой».