Тамара Киселева
Консультация для педагогов «Толерантность как профессионально важное нравственное качество личности педагога»
Консультация для педагогов
"Мир во всем мире, как общественный мир, не требует, чтобы каждый человек любил своего ближнего, он только требует, чтобы люди уживались друг с другом, проявляя толерантность, представив свои споры справедливости и мирному урегулированию".
-Джон Кеннеди, американский общественный деятель-
Проявление толерантного отношения имеет первостепенное значение в деятельности педагога в образовательном учреждении и именно в этой среде, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и толерантного отношения. В современной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его (мнения) обесценивания и даже унижения личного достоинства самого ученика за «неправильные взгляды» и почитание своих национальных ценностей.
Публикация «Консультация для педагогов „Толерантность как профессионально важное нравственное качество личности педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Толерантность в педагогическом общении – комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога-психолога в высоком смысле этого слова.
Профессионально-педагогическая толерантность – это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, гуманность, доброжелательность, наблюдательность, доверительные отношения с учащимися, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие.
Толерантность – гармония в многообразии. Это духовно-нравственное качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Это качество индивида, которое представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Если качество сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям, независимо от их расовой принадлежности и социального положения.
Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира. 16 ноября 1995 года государства – члены Организации Объединенных Наций приняли Декларацию принципов толерантности, подтверждая, что народы мира преисполнены желанием избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права человека, в достоинства и ценность человеческой личности.
Выдающийся тюркский поэт и мыслитель XI века Юсуф Баласагуни оставил нам следующие уроки общения, толерантности:
Чуждайся дурного, будь добрым всегда-
Все блага найдут к тебе жизнь без труда.
Во всем и всегда будь и сдержан, и строг:
В умеренных действиях – счастья залог.
Кто был терпелив, тот обрел благодать:
С терпеньем и лебедя можно поймать!
Возвышен, собой не гордись никогда, -
Свершай лишь добро и не делай вреда…
Твори людям благо, не делай им зла,
Будь добрым, круши все пороки до тла.
Толерантность как духовно-нравственное качество личности формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантная личность характеризуется позитивным взглядом на мир, нравственной и социально активной позицией человека, осознающего собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми. Видящего многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, обеспокоенного его судьбой и понимающего, что то, каким будет этот мир, зависит от каждого человека и лично от него.