Тамара Киселева
Консультация для педагогов «Толерантность как профессионально важное нравственное качество личности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
"Мир во всем мире, как общественный мир, не требует, чтобы каждый человек любил своего ближнего, он только требует, чтобы люди уживались друг с другом, проявляя толерантность, представив свои споры справедливости и мирному урегулированию".
-Джон Кеннеди, американский общественный деятель-
Проявление толерантного отношения имеет первостепенное значение в деятельности педагога в образовательном учреждении и именно в этой среде, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и толерантного отношения. В современной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его (мнения) обесценивания и даже унижения личного достоинства самого ученика за «неправильные взгляды» и почитание своих национальных ценностей.
Публикация «Консультация для педагогов „Толерантность как профессионально важное нравственное качество личности педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Толерантность в педагогическом общении – комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога-психолога в высоком смысле этого слова.
Профессионально-педагогическая толерантность – это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, гуманность, доброжелательность, наблюдательность, доверительные отношения с учащимися, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие.
Толерантность – гармония в многообразии. Это духовно-нравственное качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Это качество индивида, которое представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Если качество сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям, независимо от их расовой принадлежности и социального положения.
Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира. 16 ноября 1995 года государства – члены Организации Объединенных Наций приняли Декларацию принципов толерантности, подтверждая, что народы мира преисполнены желанием избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права человека, в достоинства и ценность человеческой личности.
Выдающийся тюркский поэт и мыслитель XI века Юсуф Баласагуни оставил нам следующие уроки общения, толерантности:
Чуждайся дурного, будь добрым всегда-
Все блага найдут к тебе жизнь без труда.
Во всем и всегда будь и сдержан, и строг:
В умеренных действиях – счастья залог.
Кто был терпелив, тот обрел благодать:
С терпеньем и лебедя можно поймать!
Возвышен, собой не гордись никогда, -
Свершай лишь добро и не делай вреда…
Твори людям благо, не делай им зла,
Будь добрым, круши все пороки до тла.
Толерантность как духовно-нравственное качество личности формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантная личность характеризуется позитивным взглядом на мир, нравственной и социально активной позицией человека, осознающего собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми. Видящего многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, обеспокоенного его судьбой и понимающего, что то, каким будет этот мир, зависит от каждого человека и лично от него.