Татьяна Мамочкина
Консультация для педагогов «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»
Тема «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»
Воспитатель: Мамочкина Т. А.
2020г.
Цель: повышать профессиональную компетентность воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
(Слайд 1) Тема «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
«Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у детей такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно
организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
(Слайд 2) Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического.
Предлагаю вам логико-математические игры и головоломки, которые влияют не только развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, но и формируют познавательную активность дошкольников.
Многообразие игр занимательного материала дает основание для систематизации (мыслительной деятельности) (Слайд 3)
Это:
• математические развлечения;
• логические игры, задачи, упражнения;
•
К математическим развлечениям можно отнести решение задач-шуток, головоломки (игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур «Танграмм», «Колумбово яйцо», игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки (могут быть арифметическими, геометрическими)
Остановимся на некоторых из них.
Игры с палочками на пространственное преобразование
Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
(Практическая деятельность).
Усложнение содержания игровых заданий связано с тремя группами задач:
Задачи на построение простых фигур:
• Предлагаю Вам, построить треугольник из 6 палочек. (После выполнения задания включается 4 слайд)
Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
• Предлагаю Вам построить 2 треугольника из 5 палочек. (После выполнения задания включается 5 слайд)
Задачи на преобразование фигур :
• Предлагаю Вам сложить из 10 палочек 3 квадрата. (После выполнения задания включается 6 слайд)
• Теперь уберите 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. (После выполнения задания включается 7 слайд)
Уберите 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата. (После выполнения задания включается 8 слайд)
Задачи- смекалки? (Включается 9 слайд)
• На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (переложить крайнюю.)
Задачки-шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Сегодня я хочу предложить вам логические задачи-шутки. Многие они нам знакомы с детства. Давайте попробуем ответить на эти задачи-загадки. Они больше подходят для детей старшего дошкольного возраста. Ведь они уже хорошо умеют рассуждать и думать.
Предлагаю вам несколько задачек - шуток:
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе(4). (Включается 10 слайд)
-В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
- Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
- Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
- Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
- За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
- Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)
Конечно, это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение.
(Слайд 11) Головоломки
(игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур)
Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Монгольская игра»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра». "и т. д.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление.
(Включается слайд 12)
На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем начинают придумывать самостоятельно.
(Слайд 13) Головоломка с забавным происхождением - «Колумбово яйцо».
Суть игры - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее. «Колумбово яйцо».представляет собой овал размером 15х12 см, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.
Вначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием.
(Слайд 14) Логические игры, задачи, упражнения – отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы. К таким играм относятся:
(Слайд 15) Игры с блоками Дьенеша;
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.
Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны :
• развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
• улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
• развитие фантазии и творческого начала у детей
(Слайд 16) Игры с цветными палочками Кюинезера.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
(Слайд 17) «Развивающие игры Никитиных» способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, - неотъемлемая часть этой среды. Это такие игры как : «Сложи квадрат»(2-6 лет, «Кирпичики» (2-6лет, «Сложи узор»(4-8 лет, «Уникуб»(6+), «Кубики Никитина для всех»(5-8 лет).
(Слайд 18) «Игры Воскобовича»
Имеют различную направленность: - развивают у ребенка логическое мышление и воображение.
- формируют математические навыки.
- направлены на конструирование и моделирование
- развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.
(Слайд 19) Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели, предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.
(Слайд 20) Спасибо за внимание!