Яна Крупеня
Консультация для педагогов ДОУ «Технология педагогического общения с родителями. Нетрадиционные формы работы с родителями»
«Технологии педагогического общения с родителями. Нетрадиционные формы работы с родителями»
Воспитатель: Крупеня Яна Сергеевна.
Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители- первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Технология педагогического общения с родителями, Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах
Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать свою ответственность на детский сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг.
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучении в школе.
Технология взаимодействия ДОУ с семьей может быть представлена следующими аспектами: принципами организации работы с родителями, методами изучения семьи, и педагогического воздействия на семьи воспитанников.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Ядро любой технологии это : это – цель-средства- правила их пользования-результат.
Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.
Цель использования технологии взаимодействия : решение задач, связанным с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ.
Система работы ДОУ с семьей.
Принципы работы с родителям :
Целенаправленность, систематичность, плавность.
Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
Динамичность.
Методы изучения семьи:
Анкетирование родителей.
Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
Наблюдение за ребенком.
Индивидуальные беседы с детьми.
Обследование семьи с помощью проективных методик.
Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема детей в детский сад и ухода детей домой.
Родители детей, посещающих сегодня дошкольное учреждение, так же можно условно разделить на три группы:
1 группа- это родители, очень занятые на работе, которым детский сад жизненно необходим, но несмотря на это, они ждут от детского сада только присмотра, но и качественного обучения и воспитания. Эта родительская группа вряд ли сможет активно посещать семинары и тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии, придут на субботник.
2 группа- Это родители с удобным графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишить ребенка общения со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов- не допустить, чтобы эта группа родителей оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
3 группа- Это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, соблюдения режима дня, обучения и воспитания, задачи воспитателя – выделить из родительской группы общительных, энергичных мам, которые будут в родительском комитете. На эту группу воспитатель опирается при подготовки к собраниям, утренникам.
Формы работы с родителями :
- традиционные
-нетрадиционные
Традиционные методы и формы работы с родителями :
- Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставки детских работ.
-Родительские собрания.
- Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».
- Анкетирование по разным вопросам.
-Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НОД, утренников.
-Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.
-Организация работы родительского комитета группы, сада.
Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнивать поведение ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Таким образом, все традиционные формы работы с родителями можно разделить на три группы:
1. Коллективная форма
2. Индивидуальная форма
3. Наглядно-информационная форма.
Нетрадиционные формы работы педагога ДОУ с родителями :
- Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Древо семьи», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская»
- Проекты выходного дня.
-Тематические мини-проекты.
- Участие родителей в творческих конкурсах.
- Организация библиотеки для родителей.
-Выпуск газеты «Веселая семейка»
- Моделирование и решение педагогических ситуаций.
- Семинары-практикумы.
-Дни открытых дверей.
-Просмотр видео – фильмы о жизни детей в группе.
Всю работу с родителями детей раннего возраста мы разделили на несколько блоков, в которые включены различные формы деятельности :
1 блок- Здоровье:
-Просвещение родителей о возрастных и физиологических особенностях детей раннего возраста.
- Организация консультаций специалистов детского сада по вопросам психического и физического здоровья детей.
2 блок- Обучение, развитие и общение :
- Выработка совместных требований к ребенку.
-Консультации специалистов ДОУ.
3 блок – досуг:
-Выявление интересов родителей
-Определение традиций семьи и детского сада
-Привлечение родителей к организации досуга детей в детском саду
-Организация совместных мероприятий.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно -образовательного процесса дошкольных учреждений.
Чтобы наладить сотрудничество с семьей, педагогу необходимо :
• овладеть культурой общения
• соблюдать уважительное отношение к личности собеседника
• отказаться от форм конфликтной субкультуры
• проявлять интерес к мнению собеседника жестами, репликами, мимикой, поощрению его к высказываниям.