Екатерина Теплова
Консультация для педагогов «Структура проекта в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовании метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Публикация «Консультация для педагогов „Структура проекта в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель.
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Тему проекта можно выбрать из определенного раздела образовательной программы. Но в практике работы бывает, что тема возникает по инициативе детей. Это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
В структуре проекта выделяют следующие компоненты:
1 - Тема.
2 - Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
3 - Возраст детей.
4 - Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
5 - Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
6 - Цель и задачи проекта.
7 - Выдвижение гипотезы
8 - Этапы реализации
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами :
I. Подготовительный этап
Этап целеполагания. Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Один из способов введения в тему – модель «трёх вопросов» :
ЧТО ЗНАЮ? Содержание, то, что дети уже знают.
ЧТО ХОЧУ ЗНАТЬ? План (тема проекта).
КАК УЗНАТЬ? Источники новых знаний, т. е. средства.
Диалог педагога с детьми способствует:
• развитию саморефлексии ребенка, оценки имеющихся знаний;
• приобретению новых знаний по теме в свободной раскованной атмосфере;
• развитию речи и собственно речевого аппарата.
II. Организация проектирования
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Последовательность работы педагога на данном этапе :
• педагог намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями (в том числе на родительском собрании);
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;
• педагог осуществляет комплексно-тематическое планирование проекта с учетом всех образовательных областей и всех видов деятельности;
• собирает информацию, материалы.
Этапы работы над проектом можно отразить в примерной таблице:
*Задачи (задание)
*Сроки выполнения
*Способы решения
*Ответственный за выполнение
*Контроль
III. Проектирование
Этап реализации проекта.
Проект реализуется через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Исследовательская активность организуется за счет:
• проблемного обсуждения (помогает обнаруживать все новые проблемы);
• использования операций сравнения и сопоставления;
• проблемного изложения информации педагогом;
• организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе :
• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки, организует обсуждение (это мероприятия основной части проекта);
• дает домашние задания родителям и детям;
• поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
IV. Презентация результатов деятельности
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей.
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе :
• организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.);
• составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми;
• подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы).
После проведения заключительного этапа рекомендуют провести рефлексию посредствам перечня вопросов:
а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?
в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
д) Детей можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т. д.
В заключение хочется отметить, что метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.