Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Старая сказка нужна. В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом»
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Старая сказка нужна. В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом». Ко Дню «Малахитовой шкатулки» П. П. Бажова на МААМ.
(Представленные фото-видео из личного архива и с разрешения администрации «Музея Уральских сказов» в Москве).
Публикация «Консультация для педагогов „Старая сказка нужна, В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Далековато нам до Урала добираться, да хорошо, что есть «Музей Уральских сказов», где и услышать, и посмотреть про те времена и места далекие можно. Почетный гражданин Урала, русский писатель – Павел Петрович Бажов не просто собирал всю жизнь народные легенды родного края, а оставил богатое литературное Авторское наследство - «Уральские сказы» об истории края, жизни людей, их творчестве, народном языке, - чтобы мы берегли, да помнили корни свои.
Родился будущий писатель 28.01.1879 года в горнозаводском поселке Урала – Сысерть, что недалеко от Екатеринбурга. Отец – Петр Бажев - рабочий на горнодобывающем заводе, но неуживчивый характер часто оставлял «его золотые руки без работы». Выручало мамино кружевное рукоделие.
Фамилия Бажев со временем стала Бажов, а в переводе с уральского диалекта «бажить» - значило «ворожить», «колдовать», «предвещать». Неслучайно, среди литературных псевдонимов писателя был «Егорша Колдунков».
На стене «Крылатые выражения и цитаты из сказов П. П. Бажова».
Семья жила бедно, но единственный ребенок всегда был в счастье и родительской любви. Смышленый, с чудесной памятью, с отличием окончил 3 класса заводской школы. После школы всех мальчиков отдавали в подмастерье на завод. Учитель рассказал об одаренном ребенке своему другу – ветврачу, и тот с желанием помочь мальчику, увозит его в Екатеринбург, определяет на обучение в Духовном училище. Потом была Пермская Духовная семинария. Идти по пути религии Павел не был готов, он становится учителем русской словесности и литературы сначала в сельской школе, а позже в женском духовном училище.
В оформлении музея принимала участие художник Валентина Ракогон.
С малых лет Бажову была интересна история родного края. Во время каникул путешествовал по Уралу, знакомился с трудом рабочих заводов и умельцев уральских промыслов, не догадываясь о том, что через много лет, всё увиденное и услышанное пригодится ему в Сказах.
«Дед Слышко».
Возвращаясь в родной дом, вспоминал встречи с местным сказителем – старым рабочим, сторожем заводского склада – замечательным рассказчиком Василием Хмелининым. Большинство сказов было услышано писателем именно от него. В. Хмелинин в сборнике «Малахитовая Шкатулка» предстает в образе «Деда Слышко», рассказывая сказы, каждый раз, приговаривал: «Слыш-ко, что скажу». Позже, выйдя на литературное поприще, Павел Петрович всю жизнь посвятил изучению истории Урала, находя документальное подтверждение услышанных сюжетов в природе края и творчестве умельцев, его населяющих. Бажов принял революцию 1917 года, ратуя за лучшую жизнь рабочих. Участвовал в гражданской войне, был корреспондентом газет и редактором журнала, организовывал учительские курсы, школы по ликвидации неграмотности. Сам проработал учителем 17 лет, был членом партии и депутатом Верховного Совета СССР, руководителем Союза писателей Урала.
«Гора уральских самоцветов».
Бажов писал Сказы, отличающиеся от сказок тем, что в Сказе – обязательно доля исторической правды и связь с реальной жизнью: география места, люди, жившие и творившие здесь, случившиеся временные события. Писать Сказы Бажов начал в 57 лет. Сказы Бажова – Авторские, собственные тексты, написанные «фольклорным языком» с элементами народной сказки. Язык сказов сложен, повествование доступнее взрослому читателю: здесь множество «приметных старинных выражений», объяснение которых требует размышлений и сопоставлений. В этом ценность исторической достоверности автора. Специально для детей П. П. Бажов написал «Серебряное копытце», «Огневушка- поскакушка», «Голубая змейка».
Первые 4 Сказа напечатаны в 1936 году. А первый Сборник Сказов «Малахитовая шкатулка» - в 1939 г., куда вошло 14 сказов. П. П. Бажов шутил: «Малахитовая шкатулка» - название оказалось удачным: пиши да пиши сказы. Да укладывай в одну шкатулку. Только одно неудобство есть: сколько не пишешь, остаешься автором одной книги». За всю жизнь писатель написал 55 Сказов. Благодаря «Малахитовой шкатулке» в 1943 г. творчество писателя было отмечено Сталинской – Государственной премией СССР, а в 1944г. он награжден Орденом Ленина за плодотворное творчество.
Павел Петрович женился на своей ученице, готовящейся стать учительницей, Валентине Александровне Иваницкой, ему 32 ей 19. Это была крепкая и любящая семья, у них было 7 детей. Трое умерли в младенчестве, в 19 лет погибает сын, остались 3 дочки. Младшая дочь Ариадна Павловна – доктор исторических наук, сейчас ей 99 лет, живет в Москве, была женой Тимура Гайдара и матерью Егора Гайдара.
«Огневушка - поскакушка»
Сказы Бажова можно разделить на несколько основных сюжетов. Это Сказы Старательские. Старатели на Урале – люди, добывающие золото и драгоценные камни. «Огневушка - поскакушка» - девчушка, которая пляшет в огне костра, и там где ее видят, люди потом находят золото необычной формы.
Копия картины А. Васнецова «Утро в зимнем лесу на Урале». Северное сияние на Урале с февраля по март явление редкое. Последний раз оно длилось 4 часа в 2021году, по причине геомагнитных бурь.
«Серебряное копытце», сказ про козлика, который по описанию, олененок с рожками –«веточками». Может быть, снежок из - под его копытца, окрашенный Северным сиянием, оттого и казался камнями самоцветами…
«Бабка Синюшка» - героиня старательского сказа. «Синюшкой» в народе называли появляющийся над болотом синий болотный газ. Бабка Синюшка свое болотце охраняет, а тому, кто трудолюбив и честен, сама девицей обернется, воду чистую покажет, а на дне золото и камни изумрудные. А кто лжив, хитер, да корыстен, того старуха Синюшка длинными синими руками навеки в болото утащит.
«Хозяйка Медной горы». Лаковая миниатюра. Федоскино.
А еще есть Сказы Горняцкие, объединены они образом «Хозяйки Медной горы» - Малахитницы – хранительницы драгоценных пород и камней, и, конечно Малахита. Её не каждый увидеть может, ибо превращается она в ящерку с золотой короной и секреты свои в тайне держит.
Фонтан «Каменный цветок». ВДНХ. Москва.
Данила Мастер
Самый известный Сказ «Каменный Цветок», - история Мастера Данилы, который не только сам хотел познать всю красоту камня МАЛАХИТА, но и показать ее людям, создав цветок из камня такой же живой, как цветок Дурмана. И по судьбе, характеру и по мастерству прообразом Данилы был Данила Кондратьевич Зверев. А его сыновья, продолжив дело отца, подбирали самоцветы для звезд Московского Кремля.
«Таюткино зеркальце» Фарфор. Дулево.
Таютка примеряет украшения из Малахитовой шкатулки. Отец однажды взял дочку Таютку с собой в шахту. Девочка понравилась Хозяйке Медной горы и она подарила ей зеркальце из горной породы.
«Великий Полоз и дочь его Золотой Волос»
Великий Полоз – один из главных персонажей Сказов. С лицом старца и телом змеи. «Не любит он, чтоб около золота обман да мошенство было, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял». Он охраняет золото и где он проползет, там золотом наследит или его подальше запрячет. «Золотой Волос» - дочка Великого Полоза - змейка в обличье девушки. Приковал отец ее косу в реку, чтоб в реке золото водилось. И когда старатели золото намывают, ее вспоминают.
«Картины из уральских самоцветов». (Горный хрусталь, хризолит, яшма, жадеит, розовый кварц, сердолик, азурит, змеевик, аметист).
В Сказе «Чугунная бабушка» говорит писатель о Каслинском народном промысле - ажурном фигурном литье фигурок, посуды, плакеток, шкатулок, из особого уральского чугуна, который знают во всем мире. Каслинский чугунный Павильон, высотой 9 метров, на Всемирной выставке в 1900 году в Париже удостоен гран-при.
Сказ «Хрустальный лак» - о народном промысле художественной лаковой росписи подносов. Тагильская роспись на подносе покрывалась «хрустальным лаком», от чего поднос ни царапины, ни ржавчины, ни «обгорелости» не знал. Рецепт утерян.
В Музее Уральских сказов. Из истории малахита.
Природный малахит всегда там, где залежи меди. В XVIII в. появились отечественные изделия из малахита. Камень «мягкий», нарезают его 1,5 мм пластинами и рисунок составляют, наклеивая на каменные колонны,
стены, вазы и любую другую форму. Так появилась «Русская малахитовая мозаика».
Уральский малахит, в разрезе имеет затейливый удивительный рисунок. Африканский малахит залегает пластами и его рисунок полосками. Жаль, что в России малахита не осталось, старые прииски истощены, а новые ищут.
Самобытное искусство Урала – Златоустовская гравюра на стали, существует у нас с 1815 года, как необходимость украшения гравировкой армейского холодного оружия и любых стальных предметов. В оформлении и в настоящее время используют чистое золото, серебро и никель.
Старинная русская народная уральская игра «Бревно».
«Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова уже в детстве познакомила нас с Уралом - необычным местом, где природа таинственная, суровая, богата камнями самоцветными и людьми необыкновенными мастерами – умельцами, которые, кажется, умеют всё, да еще камни добывать и обрабатывать, «что сказке подобно».
Мастер класс для детей в Музее. «Подвеска для мамы» с настоящим уральским камнем.
Героям сказов Бажова очень повезло, поскольку каждый народный промысел, каждый вид искусства не обошел их своим творческим вниманием.
Завет П. П. Бажова: «Главное поймать «Живинку в деле»: нужно творить и понимать, ради чего творить». Это основа творчества всей жизни писателя, да и каждого человека.
«Старая сказка нужна. В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом». П. П. Бажов.