Будаева
Консультация для педагогов «Способы и поддержка детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
В помощь воспитателям
Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой - педагог может решить собственно педагогические задачи. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Все виды деятельности, предусмотренные программой ДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п.
Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
2-3 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :
предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка, с целью повышения самостоятельности;
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы;
четко исполнять правила поведения всеми детьми;
проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
3-4 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:
создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях;
отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
способствовать стремлению научиться делать что-то и в ходе занятий, и в повседневной жизни;
терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих;
ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
4-5- лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :
способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к их попыткам внимательно, с уважением;
обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли;
иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр; обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры;
руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, побуждать детей формировать и выражать собственную, обсуждая разные возможности и предложения, эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;
обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу;
обсуждать совместные проекты;
создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :
вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)