Элла Трусобородская
Консультация для педагогов «Создание условий для эффективного проведения прогулки»
▼ Скачать + Заказать документы
На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных и, учитывая специфику нашего дошкольного учреждения - коррекционных.
Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для разностороннего развития детей:
*активизации мыслительной деятельности,
*поиска адекватных форм поведения,
Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для эффективного проведения прогулки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
* формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей,
*удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении, *обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки,
*активизировать детскую самостоятельность.
СТРУКТУРНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ПРОГУЛКИ ЯВЛЯЮТСЯ :
-наблюдение
-дидактические задания
-трудовые действия детей
-подвижные игры и упражнения.
Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие, воспитание и эмоциональное состояние ребенка. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных до прогулки занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности для более эффективного проведения прогулки.
Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещении в пространстве.
Поэтому, именно на прогулке мы можем дать возможность ребенку потрогать, рассмотреть, понюхать, в движении узнать насколько это далеко или близко, высоко или низко, и какое оно большое в обхвате.
Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.
Особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий : времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.
Интерес к прогулке у детей будет поддерживаться целесообразным подбором выносного материала. Это мягкие или пластмассовые сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т. д., куклы, санки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, формочки, мячи, обручи и т. д. На веранде в специальных ящичках желательно хранить шишки, желуди, разноцветные камешки и т. д., в определенном месте - оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведерки, лопатки, совки, венички.
Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из воздушных шаров, цветов, снежинок или листьев золотой осени, флажки разной конфигурации. К перилам веранды на уровне глаз детей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать не следует во избежание травм). По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре могут висеть колокольчики, разноцветные игрушки. Задача ребенка пройти, пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.
Ошибка практики состоит в том, что на прогулку иногда выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе (машины без колес, куклы без париков и т. д.). На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина, дерево, гипс, яркие краски которых не блекнут на воздухе). Для игр необходимы красочно оформленные куклы, которых можно одеть по погоде, летом сами дети могут легко снять и постирать одежду, а кукол искупать.
В летнее время с целью развития наблюдательности, умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно организовать «озеро», врыв в землю небольшой тазик и обложив края дерном. В яркий солнечный день возле «озера» загорают на травке куклы, плавают по «озеру» уточки. В пасмурную погоду у «озера» сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляют детей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети будут спешить посмотреть, что происходит на «озере».
Наличие щита тоже дает массу вариантов его использования: для изобразительной деятельности, вывешивания разнообразных иллюстраций (сказок, объектов наблюдений).
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках, сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов с лабиринтами, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие - каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации - извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к трем сказочным медведям, а от них - к матрешкам и т. д. На участке должна быть снежная горка (желательно в виде большой черепахи, кита и т. п., с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке самостоятельно выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).
Обязательный компонент прогулки подвижные игры. Если на улице холодно, сыро, то эффективнее такую игру организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Можно также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если видно, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.
Важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, т. е. поточным и индивидуальным способом, а упражнение с мячами – фронтально. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей.
При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет необходимо помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). Никто не любит всё время проигрывать. Важно позаботиться о соответствии игр временам года.
Стоит обратить внимание на роль взрослого. Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам двигательной активности. Известно, что дошкольники любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес к играм падает. С детьми в новую игру целесообразно играть в течение двух-трех дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки. Желательно использовать и природные явления. Зимой, снежный покров вызывает у детей особый интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след; ходьба широким шагом; подпрыгивание до ветки и стряхивание с нее снега; спрыгивание в снежный сугроб с невысоких пеньков; перешагивание через снежный ком, а также метание снежков. Большую радость доставляют детям катание на санках и ходьба на лыжах. Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки : укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.
Теперь давайте обратим внимание на наблюдения.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми.
Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
* Живая природа: растения и птицы;
* Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
*Труд взрослых (планируется 1-2 раза в квартал).
Организуя наблюдения, необходимо соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Но никто не запрещает ввести в наблюдение иллюстрации, опытническую деятельность, экспериментирование. Поверьте, это даст эффект больший, чем рассматривание «какое небо голубое».
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
• Труд в сочетании с наблюдениями дает тоже хороший эффект. Труд обогащает детей знаниями о растениях и животных, об условиях их роста и развития, о людях, преобразующих природу, об использовании ее богатств человеком. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращивания растений, ухода за ними и за животными, навыками правильного обращения с инвентарем и предметами ухода за обитателями уголка природы.
Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудом детей в природе, педагог должен повысить свой уровень знаний в области растений и животных, владеть практическими умениями и навыками.
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:
§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, птицами, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
§ Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при работе на цветнике можно закреплять умение узнавать, называть растения, их части; вспоминать процесс посадки растений).
§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
§ Усложнение трудовой деятельности.
§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Важно приобщить к ней каждого ребенка.
§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Формами организации труда детей могут быть:
Индивидуальные трудовые поручения; Работа в группах; Коллективный труд.
Эффективность коллективного труда. Он дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Так даже малышей можно поочередно привлекает к кормлению птиц, сбору камушков, листьев, веточек для поделок. Работа организуется как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Также одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется только постоянное внимание воспитателя к качеству работы.
Детей можно привлечь к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательность момента.
На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Разнообразить и скрасить монотонную деятельность, можно предложив детям отгадать загадки.
Чтобы труд принес радость, а не травмы при организации трудовой деятельности на участке следует обязательно соблюдать правила безопасности:
- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);
-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;
-предметов вызывающих аллергию.
-нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).
Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Во время прогулок проводится индивидуальная работа с детьми: для одних можно организовать игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание или перешагивание через пеньки, ступени лестницы.
Можно вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии, провести индивидуальную работу по развитию речи: это отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя-логопеда. Такая работа, проведенная с ребенком на прогулке, может быть более эффективна, т. к. проводится в необычных, непривычных для ребенка условиях.
Важно, заинтересовать ребенка, с которым ведется индивидуальная работа, возможно, вплести задачи индивидуальной работы в его игру, самостоятельную деятельность, (для детей старшего возраста, конечно, это понимание необходимости этой работы и его желание выполнять предложенные задания). Если проводить эту работу постоянно дети старшего возраста с пониманием относятся к таким коррекционным паузам на прогулке.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей на прогулке. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т. д.
Но постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей необходим.
Обращая внимание на каждого ребенка, важно постоянно держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Хочется подвести итог всего сказанного коротко.
Хотите создать условия для эффективного проведения прогулки?
Тогда на время прогулки :
оденьтесь в хорошее настроение,
украсьте участок обилием игрушек, инструментов, иллюстраций,
добавьте художественное слово,
создайте на участке немного волшебства
… крибле-крабле…вот вы и создали условия для эффективного проведения прогулки.