Виктория Волгина
Консультация для педагогов «Словесное творчество детей: сочиняем стихи (игры в рифму)»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Словесное творчество детей: сочиняем стихи (игры в рифму)"
Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов. По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность». Она позволяет создать поговорку, потешку, скороговорку, стихотворение.
Публикация «Консультация для педагогов „Словесное творчество детей: сочиняем стихи (игры в рифму)“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рифмы, учимся рифмовать
- Словесные игры
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Рифмованная речь, основанная на ритмичном произношении звуков, знакома и близка ребенку с самого рождения. Дети впервые слышат её от мамы с первыми потешками, колыбельными песенками. Ритмичность и слаженность стихотворных строк позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него игровой форме. Рифмы развивают фонематическое восприятие, то есть умение различать звуки и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по отношению к фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин).
«Игры в рифму» развивают у ребенка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма. В совокупности с движениями тела, развитием мелкой моторики и органов артикуляции способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогают избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Прежде, чем учить ребёнка сочинять и рассказывать стихи, надо научить детей слушать, видеть и наблюдать красоту мира. При анализе стихов обращаем внимание на художественные приёмы, значения слов и словосочетаний. Как следствие у детей начинают формироваться поэтические представления, происходит накопление поэтического словаря. Необходимо объяснить детям, что автор, чтобы описать живо, красиво и интересно, специально подбирает слова, что писатель и поэт словами рисуют так же, как художник красками.
1. Знакомство детей с рифмой
Упражнение 1
Цель: Учить детей отличать стихотворную речь от прозаической.
Прочитать детям два отрывка:
• Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок. (А. Барто)
• Хозяйка бросила зайку, остался зайка под дождём. Не смог слезть со скамейки и промок весь до ниточки.
Обратить внимание детей на то, что, в первом отрывке есть ритм, рифма (зайка - хозяйка, не смог - промок). Первый отрывок – это стихотворение, а второй написан прозой. Запомните дети! Всё то, что не стихи, – это проза.
Упражнение 2.
Напечатайте два отрывка на отдельных карточках. Один из них – проза, а на другой – стихи.
Во дворе гуляют куры. Они ищут семена трав, жучков, червячков. Скоро выйдет хозяйка - вынесет им зерна и свежей воды.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки,
Малые ребятки.
Дайте ребёнку рассмотреть карточки. Спросите, как он думает, где тут стихи, а где проза. Почему? (В стихотворении строки разделены и выстроены в столбик, а в прозе всё пишется в строку)
Затем прочитайте каждый отрывок, чтобы проверить правильность ответа ребёнка.
Упражнение 3.
На листе напечатайте в рамочках разного цвета тексты, не разделённые на отдельные строчки.
Прочтите ребёнку тексты и спросите, где здесь проза, где стихотворение. Пусть укажет на тот текст, где стихотворение. Спросите, почему он так решил.
Упражнение 4. «Похожи или нет?»
Ребенку предлагаются две картинки с изображением предметов; он определяет на слух, похожи ли их названия по звучанию.
2. Рифмы-миниатюры
Рифмы-миниатюры — отличное средство, чтобы формировать у дошкольников фонематический слух и языковое чутье. Для дошкольника понятие рифмы можно упростить — обозначить его как «слова, похожие по звучанию». В стихах, которые рассчитаны на младший дошкольный возраст, обычно используются точные рифмы, например, гармошка — картошка, мешок — горшок, мишка — шишка. В поэзии же, которая предлагается деткам постарше, уже можно встретить более сложные рифмы, например, гололедица — не едется.
В возрасте около 4-5 лет дети обнаруживают, что многие слова звучат складно, рифмуются друг с другом. Речевые игры, в том числе и в рифмы, не только учат приемам сочинения, но и пополняют активный словарный запас. Варианты игр подбираются по нарастающей от простого к сложному. Какие же существуют игры?
1. Игра «Эхо»
Педагог: А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхо на вопросы? Я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?
Дети: Час! Час!
Педагог: Верно, «Час!» Вот так и вы: коль стали эхом - так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы было веселей, хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу - два хлопка одновременно.
Педагог (дети)
Собирайся, детвора! (ра-ра)
Начинается игра! (ра-ра)
Да ладоши не жалей, (лей-лей)
Бей в ладоши веселей! (лей-лей)
Сколько времени сейчас? (час-час)
Сколько будет через час? (час-час)
И неправда, будет два (два-два)
Думай, думай, голова (ва-ва)
Как поет в селе петух? (ух-ух)
Да не филин, а петух (ух-ух)
Вы уверены, что так? (так-так)
А на самом деле, как? (как-как)
Сколько будет дважды два? (два-два)
Ходит кругом голова! (ва-ва)
Это ухо или нос? (нос-нос) - ведущий держится за ухо
Или может сена воз? (воз-воз)
Это локоть или глаз? (глаз-глаз) - ведущий показывает на локоть
А вот это что у нас? (нас-нас) - ведущий показывает на нос
Вы хорошие всегда? (да-да)
Или только иногда? (да-да)
Не устали отвечать? (чать-чать) при ответе «нет» штраф (выполнить задание)
Попрошу вас помолчать (-)
2. Игра с мячом «Поймай рифму»
Вариант 1: Педагог бросает детям по очереди мячик и называете слово, Ребёнок должен вернуть мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т. д.
Вариант 2: Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т. д.
3. Игра «Рифмы-миниатюры»
Кроме того, рифмовать в одной строчке или даже стихотворном произведении слова, которые не связаны между собой по смыслу, очень весело! Ведь смысл можно придумать. К примеру, при чем тут “кошка”, когда мы сказали “ложка”? Так рождаются забавные стихи…
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,
Держу я рубашку, ты видишь (букашку, бумажку,
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -(шишка).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).
4. Игра с кубиками «Рифмобашня»
Детям задается одно слово или показывается картинка. С помощью кубиков выстраиваем башню, один кубик-одна рифма. Чем больше рифм подберут дети, тем выше будет башня.
Кошка –мошка - ложка – крошка – картошка –гармошка –Антошка…
Каша – Маша –наша- Саша –малаша – Даша –ваша –Паша…
Мышка – шишка –пышка –мартышка –малышка –книжка- глупышка…
5. Игра «Секретная передача»
Возьмите в руки мяч и договоритесь с ребенком о том, что вы - разведчики. Один разведчик передает другому секретный пакет (мяч) с паролем. Второй разведчик должен сказать отзыв - рифму к паролю, а затем придумать свой пароль для передачи секретного пакета. Усложнять игру можно, подключая к ней большее количество участников, а еще увеличивая темп - к примеру, “действовать на нервы”, считая вслух “раз… два… три!”.
6. Игра «Рифмы в тему»
Приготовьте две баночки или коробки и несколько фишек. Договоритесь о том, на какую тему вы сочиняете рифмы, допустим “природа”. Кто вспомнил рифму - тот кладет в свою баночку фишку. Мишка-шишка. Куст-хруст. Кто больше?
7. Игра «Четвертый лишний»
Называем 4 слова, а дети определяют на слух, какое слово не рифмуется с другими, например, пень, лень, день, лес). Это задание можно давать детям в виде картинок.
8. Игра «Угадай-ка» или «Хлопай-топай»
Педагог называет по два слова, а дети должны поднять фишку, или хлопнуть в ладоши, если слова рифмуются.
Санки- банки, король – осёл, Маша-Глаша, зайчик – мальчик, стол –стул, книжка- мышка, горы- шторы, морковь- свекла, камыш –мышь, силач –калач, стекляшки- ромашки, ботинки – тапки и т. д.
9. Игра «Путаница» - ребенок слушает перепутанную рифму и заменяет неправильные слова.
В кладовой шуршала шишка (мышка,
Под сосной лежала мышка (шишка).
Как вариант, можно предложить детям пару рифмованных картинок, ребенок должен сам закончить каждую строчку, подобрав нужную картинку, подходящую по смыслу.
10. Игра «Говорящие картинки»
Рассматривая иллюстрации в любых книжках, выбирайте картинки и придумывайте рифмы к ним. Игру усложните: загадайте и произнесите вслух рифму, а ребенок пусть найдет на картинке тот объект, для которого вы рифму подобрали.
11. Игра «Найди пару» (Приложение 1). Необходимо подобрать парочки- рифмы на картинках.
Вариант 1. Подбор может идти по звуковому восприятию: взрослый читает слово, а ребенок подыскивает картинку с рифмой.
Например, ЛЯГУШКА-ПУШКА. Но ребенок может назвать и свою рифму, к примеру, ПОГРЕМУШКА, или даже назвать несуществующее слово, например, ТАРАКУШКА.
Читающие дети могут воспользоваться подсказкой в виде выделенного другим цветом окончания слова.
Вариант 2. Правильно подобранные карточки-рифмы совместить друг с другом и придумать по ним двустрочие или даже четверостишие:
Громко выстрелила пушка,
И подпрыгнула лягушка.
Тихо скрипнула калитка,
Показалась там улитка.
Кстати, можно придумывать свои парочки-рифмы и нарисовать по ним свои карточки.
Вариант 3. Размешать все карточки и разложить, не глядя, по две штуки рисунками вниз. По очереди каждый ребенок берет пару и читает получившуюся рифмочку или нескладушку. Побеждает тот, у кого рифм будет больше. Можно придумывать и свои варианты игры, главное, чтобы было весело.
12. Игра «Рифмованное лото» (Приложение 2)
Подбирая яркие картинки, дети активно развивают литературный талант, чувство ритма, фонематический слух (способность различать и анализировать звуки). Рифмы расширяют кругозор малыша, учат быстро мыслить и подбирать верные образные выражения. Игра развивает мелкую моторику пальчиков, память, учит вашего ребенка более точно формулировать фразы, тем самым обогащая лексику ребенка.
Если играют несколько детей, то вы, как ведущий, разложите перед ними игровые поля и, показывая детям по одной карточке-рифме, попросите их разместить эти карточки в свободные ячейки поля напротив того объекта, который, по их мнению, связан рифмой с демонстрируемой вами карточкой.
13. Игра «Замени звук»
Попросите ребёнка придумать слово, которое рифмуется со словом "кот" и начинается со звука "р" ("рот"). Или рифмуется со словом "суп" и начинается со звука "з" (зуб"). Когда ребёнок освоится с игрой, можно усложнить задание. Например, предложите назвать слово, которое рифмуется со словом "лук" и начинается со звуков "с т" ("стук").
14. Игра «Весёлый клоун»
Предложите ребёнку нарисовать весёлого клоуна. Вы будете с помощью двустиший подсказывать ему, что рисовать. Ребёнку нужно закончить двустишие в рифму и нарисовать отгаданную часть лица.
Клоуна рисуем мы,
Начинаем с … (головы).
Радость клоун нам принёс,
У него копна … (волос).
Чтобы музыку мог слушать,
Клоуну рисуем … (уши).
Чтобы мог увидеть нас,
Нарисуем пару … (глаз).
Клоун всех смешит до слёз,
У него большущий … (нос).
Клоун веселит народ,
До ушей весёлый … (рот).
15. Игра «Бубнилки»
Очень полезны для формирования чувства ритма такие рифмы, которые можно подбирать самим практически на любое действие:
- ша-ша-ша-ша-ша, была каша хороша;
- жу-жу-жу-жу-жу, я с ребятами дружу;
- гу-гу-гу-гу-гу, быстро-быстро убегу и т. д.
Смысл здесь второстепенен, главное - ритмическая речь и повторяющиеся слоги. С детьми постарше на основе таких «бубнилок» можно придумывать игры на первое стихосложение.
16. Игра «Загадки-обманки»
Ночью каждое оконце
Слабо освещает. (не солнце, а луна)
Друг зверей и друг детей
Добрый доктор. (не Бараолей, а Айболит)
Высокий, длинноногий,
Летать ему не лень -
На крыше из соломы
Устроился. (не олень, а аист)
Чик-чирик! Чик-чирик! -
Кто поднял веселый крик?
Эту птицу не пугай!
Расшумелся. (не попугай, а воробей)
Белым снегом всё одето -
Значит, наступает. (не лето, а зима)
Кукарекает спросонок
Милый, добрый. (не лягушонок, а петух)
При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.
Темы: «Звук [р]»; «Родственные слова».
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как … (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка).
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища).
«Эх. Сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов, -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой … (рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка).
Педагог читает стихотворение, дети добавляют звукосочетание ТРЫ:
У нашей сес…тры котята шус…тры, их лапки быс…тры,
Их когти ос…тры, их шубки пес…тры, а глазки хи…тры!
«Горшок каши» (автоматизация звука [л])
Дети произносят слог ЛА в незаконченных словах.
В горшке каша закипе. ,
Зашипе., запыхте. ,
Крышечку приподня. ,
И наружу пополз…
Со сто., потом со сту. ,
Потихоньку соскользну. ,
Дотянулась до уг. ,
Всю квартиру заня. ,
Осторожно дверь откры. ,
По ступенькам покати. ,
По дороге поплы. ,
Машу каша обожг. ,
Даше каша в рот вполз…
И в карманы затек. ,
В рукава к нам забежа…
И стекать по пальцам ста…
Весь наш город зали…
Чудеса! Ну и де!
3. Рифмованные тексты
Стихотворения - это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Рифмованные потешки и прибаутки воспринимаются лучше всего. Дети любят ритм и выразительное чтение. Слова, схожие по произношению, запоминаются легче благодаря ассоциативным связям. Это очень хорошая тренировка головного мозга, нужно всячески поддерживать малышей к повторению, а позже - к подбору рифм. Это увлекательно, а главное - полезно.
Cловесным экспериментам ни в коем случае нельзя мешать. Напротив, нужно поддерживать ребёнка в поиске рифм и в сочинительстве. Это формирует чувство красоты речи, родного языка и развивает воображение. Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.
Этапы обучения дошкольников рифмованным текстам
1. Детей нужно познакомить с алгоритмом создания рифмованного текста. Сначала знакомят с понятием рифмы и её местонахождением (в конце строки).
Примерный алгоритм, который можно предложить дошкольнику от 4 лет:
1) Жил-был.
2) Какой или как звали.
3) Что делал?
4) Вывод. Всё, что можно сказать об объекте.
Алгоритм меняется в зависимости от темы стихотворения и целей занятия.
2. Совместное со взрослым создание простого стихотворения по алгоритму.
3. Ребёнок пробует самостоятельно придумать небольшой стихотворный текст. Нельзя подгонять дошкольника, иронизировать над его попытками или слишком давить. Процесс должен увлекать малыша. Если у него не получается, взрослый помогает. Рано или поздно ребёнок сам научится подбирать рифмы.
Буриме: примеры рифм для детей
Буриме - сочинение стихотворений на заданные рифмы. Эта литературная игра появилась во Франции в XVII веке. Развлечение быстро набрало популярность. Вельможи соревновались друг с другом в остроумии. Сейчас эта игра незаслуженно подзабыта. Буриме – это сочинение стихов на заданные рифмы.
Правила классической игры:
• Рифмы должны быть разнородными;
• Их нельзя изменять;
• Тема стихотворения оговаривается заранее.
Для детей, конечно, игра адаптируется под возраст и индивидуальные способности.
Дошкольнику можно предложить сочинить свои собственные стихи.
Подбирается пара рифм, затем с этими словами нужно придумать предложения. Например, берётся пара «грызёт - ползёт». Сначала ребёнок придумывает первое предложение. Обычно получается простое нераспространённое предложение типа «Щенок грызёт». Взрослый наводящими вопросами помогает дополнить предложения. Вопросы могут быть такими:
- Какое настроение у щенка?
- Что грызут обычно щенки? Где щенок грызёт?
Работа со вторым предложением продолжается по такому же принципу. Может получиться что-то подобное:
Весёлый щенок громко косточку грызёт,
Серая мышка тихо в домик свой ползёт.
Такие стихи собственного сочинения запомнятся ребёнку надолго.
Игра «Угадалки»
Попросите ребёнка вспомнить, в каком стихотворении встречались эти рифмы: норке-замолчи-корки-свечи (сказка о глупом мышонке)
выходите-победите-крокодил-проглотил (Краденое солнце)
по переулку-булку-щеночек-кусочек (Жадина)
пошла-нашла-базар-самовар (Муха-Цокотуха)
Игра «Монорим»
В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Можно придумывать строчки по очереди. Например, выбираем слово «утка» и сочиняем такое стихотворение:
Жила-была на свете утка,
Она любила незабудки.
Однажды в гости на минутку
Она зашла к собаке в будку…
Игра «Акростих»
Это такое стихотворение, в котором каждая строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово:
Маленькая девочка
Абрикосы кушает
Шалит она, как белочка,
А меня не слушает! (Маша)
Попробуйте обыграть имя ребёнка и его друзей. Придумайте акростих в подарок папе или бабушке.
Игра «Тавтограмма»
В этом стихотворении все слова начинаются с одной и той же буквы. Вот где потребуется большой словарный запас:
Летит лиловый лепесток,
Легкий летний лоскуток…
Кот катил клубочек,
Красненький комочек.
Предложите придумать небольшое стихотворение на любой понравившийся ребёнку звук.
Благодаря использованию рифмы ребенок лучше запоминает, у него развивается воображение. При подборе рифмы дети не всегда сразу подбирают нужное слово, перебирая разные варианты. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас, развитие речи проходит более быстро и успешно. Поэтому использование рифмы как технологии в коррекционной работе по преодолению тяжелых нарушений речи оптимизирует и повышает эффективность деятельности.