Розалия Дильмухаметова
Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка является важным инструментом для развития личности ребенка, в том числе его речи и умственных способностей. Она обладает следующими преимуществами:
Отсутствие нравоучительности: Сказки не содержат прямых нравоучений, что позволяет детям воспринимать их как увлекательные истории.
Публикация «Консультация для педагогов „Сказкотерапия на занятиях по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Игровое общение: Сказки часто включают в себя элементы игры, что делает их привлекательными для детей и способствует развитию их коммуникативных навыков.
Развитие воображения : Сказки развивают воображение детей, позволяя им погружаться в волшебные миры и придумывать собственные истории.
Активизация мыслительных процессов: Сказки стимулируют детей думать, анализировать и делать выводы. Они помогают развивать логическое мышление, память и внимание.
Повышение речевой активности: Сказки побуждают детей говорить, пересказывать и обсуждать услышанное. Это способствует развитию их словарного запаса, грамматики и связной речи.
В целом, сказка является ценным инструментом для гармоничного развития дошкольников. Она помогает им развивать свою речь, интеллект и личностные качества.
Методы и приемы использования сказки в работе с дошкольниками
Существуют различные методы и приемы использования сказки в работе с дошкольниками:
Чтение сказок : Чтение сказок вслух является основным способом знакомства детей со сказками. Важно выбирать сказки, соответствующие возрасту и интересам детей.
Рассказывание сказок : Рассказывание сказок без опоры на книгу позволяет детям развивать свое воображение и творческие способности.
Инсценировка сказок : Инсценировка сказок с помощью кукол, игрушек или самих детей помогает детям лучше понять содержание сказки и развить свои актерские навыки.
Пересказ сказок : Пересказ сказок детьми способствует развитию их связной речи и памяти.
Обсуждение сказок : Обсуждение сказок с детьми позволяет им анализировать персонажей, события и мораль сказки.
Использование сказок в работе с дошкольниками должно быть регулярным и разнообразным. Это поможет детям получить максимальную пользу от этого ценного инструмента развития.
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
пересказа
коллективного рассказывания
кругового рассказывания
составления
Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом речевого развития и творчества детей.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы
драматизации и использования различных видов театрализованной деятельности.
Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль.
Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию.
Это может быть – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях.
Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включатся в игру, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, а лишь позже у них возникает желание самим участвовать.
До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой детям легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции детей. Замкнутым детям целесообразно
распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша).
Сказкотерапия проводиться по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Участие в играх детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи.
Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а так же умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике, ритме.
Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают, поэтому если педагог заметил эмоциональное перевозбуждение, физическое переутомление, стоит переключить внимание воспитанников на другой вид деятельности, например провести игровую дыхательную, пальчиковую гимнастики или физкультминутку.
Итоговую часть сказкоторапии обычно посвящают обсуждению. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется их мнением по поводу проведённых игр, уточняет, какие игры больше понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Эта информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу.
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю.
Что нужно знать при проведении занятия по сказкотерапии?
1. Тренировка
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по
сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть,
расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
2. Проведение.
2.1. Места для занятия должно быть достаточно для того чтобы дети имели возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.
2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность
говорить о своих ощущениях и чувствах.
2.3. Вхождение в сказку : создается настрой на совместную работу,
коллективное единство и сплоченность.
2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями
и создаёт определённую атмосферу во время занятия.
2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через
определённые промежутки времени.
Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.
2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова,
движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.
Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.
В педагогической работе особую роль следует отвести просвещению родителей. Нужно рассказывать им о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как средства нравственного воспитания подрастающего поколения.
Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчеркнуть его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях.