Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания»

Мария Грицова
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Синдром эмоционального выгорания

Ситуации профессиональной деятельности занимают существенное место в жизненном пути личности. Традиционно об успешности адаптации судят, прежде всего, по включенности в профессиональную деятельность, которая оказывает значительное влияние на развитие взрослого человека, являясь важным фактором эффективности адаптационного процесса. Профессиональная деятельность представляет собой одну из наиболее ярких форм взаимодействия человека с социальной средой. Профессия педагога является широко распространенной. Это профессия типа «человек – человек». Труд педагога отличается высокой ответственностью и напряженностью. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств. Педагоги – группа с риском возникновения не только нервно-психических, но и соматических расстройств. Среди педагогов распространенными являются синдром профессионального сгорания, эмоциональная неустойчивость, дисгармоничность личности. Социально-дезадаптирующими факторами являются низкая социальная защищенность и престиж профессии, необходимость профессионального межличностного взаимодействия в конфликтогенных ситуациях, информационные перегрузки, многофункциональность социально-ответственной деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов „Синдром эмоционального выгорания“» размещена в разделах

Исследования фрустрационной толерантности свидетельствуют о тревожно низком показателе степени социальной адаптации педагогов в целом по сравнению с другими контингентами лиц. Это означает, что педагоги недостаточно адаптированы к своему социальному окружению, у них часты по разным причинам конфликты с окружающими. Причем количество активных форм реагирования (агрессия, фиксация) значительно больше, чем астенических реакций (регрессия, депрессия, т. е. педагоги могут являться опасным источником индуцирования дезадаптапии других людей.

Синдром эмоционального выгорания. Специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами и пациентами, при оказании профессиональной помощи («Психотерапевтическая энциклопедия»).

Синдром эмоционального выгорания — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на определенные психотравмирующие воздействия. Детали проявления этого синдрома:

1) чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

2) дегуманизация (тенденция к развитию негативного отношения к участника педагогического процесса);

3) негативное самовоспитание в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Факторы:

Личностный фактор. Женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, чем мужчины. Развитие синдрома эмоционального сгорания не связано с мотивацией труда (удовлетворенность оплатой труда, зато существует связь со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые») более подвержены «сгоранию».

Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные, «пламенных» и легко солидаризирующихся. В. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Ролевой фактор. Существует связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием хронической напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития синдрома эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель—подчиненный», так и между коллегами. Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, — наличие психологически трудного контингента, с которым имеет дело профессионал в сфере общения (тяжелые и умирающие больные, работа с тяжелыми психическими отклонениями, эмоциогенный характер работы с детьми, страдавшими различными заболеваниями).

Большинство исследователей акцентируют внимание на фазах синдрома эмоционального выгорания, которые рассматриваются с позиций стресса Селье.

I фаза — «напряжения». Наличие тревожного напряжения, которое служит предвестником и запускающим механизмом в формировании синдрома эмоционального выгорания и сопровождается ощущением тревожности, снижением настроения. Наличие таких личностных факторов, как повышенная ответственность, высокая степень эмоциональной вовлеченности в проблемы подопечных, по-видимому, могут способствовать увеличению напряжения как «запускающего» механизма формирования синдрома эмоционального выгорания.

Первое место в этой фазе занимает симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» проявляется в осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, невозможности что-либо изменить, накоплении раздражения и отчаяния. Второе место по степени выраженности занимает симптом «тревога, депрессия». Этот симптом обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному сгоранию как средству психологической защиты.

II фаза — «сопротивления». Действие этой фазы прослеживается с момента появления напряжения, как только человек начинает осознавать его наличие, он стремится избежать действия эмоциональных факторов с помощью полного или частичного ограничения эмоционального реагирования в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия.

Одним из доминирующих симптомов этой фазы является симптом «неадекватного избирательного реагирования». Для таких лиц характерен профессиональный навык экономии эмоций, ограничение эмоциональной отдачи за счет выборочного, менее интенсивного реагирования в ходе рабочих контактов, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Второй доминирующий симптом «редукции профессиональных обязанностей», т. е. использование в профессиональной деятельности упрощения процесса общения, стремление облегчить, сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

III фаза — «истощения». Характеризуется падением общего энергетического тонуса. Эмоциональная защита в форме синдрома эмоционального выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности.

Наличие таких личностных качеств, как склонность к сочувствию, гуманность, сенситивность, увлеченность и одновременно неустойчивость, импульсивность, характерные для лиц с высокой эмпатией, являются предрасполагающими к формированию синдрома эмоционального выгорания.

Благодаря использованию различных способов совладания, удается избежать появления эмоционального истощения.

Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движения, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли такие приемы, которые можно применять во время работы и детям, и взрослым? Да, есть. Но, прежде всего, важно:

- разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете;

- осознать их;

- перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием;

- освоить способы саморегуляции, или самовоздействия.

Все это и составляет суть саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мыслительных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Нам удалось собрать банк способов эмоциональной регуляции и саморегуляции. Мы оформили его в виде таблицы (таблица прилагается).

Банк способов саморегуляции

Управление дыханием

1. Сидя или стоя, постарайтесь, по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счёт 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперёд, а грудная клетка неподвижна);

- на следующие четыре счёта проводится задержка дыхания;

- затем плавный выдох на счёт 1-2-3-4-5-6;

- снова задержка перед следующим вдохом на счёт 1-2-3-4.

Уже через 3 – 5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 – 15 см. висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

3. Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,

- глубоко выдохните;

- задержите дыхание так долго, как сможете;

- сделайте несколько глубоких вдохов;

- снова задержите дыхание.

Управление тонусом мышц

4. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удаётся, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряжённых частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

- дышите глубоко и медленно;

- пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

- постарайтесь ещё сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц, делайте это на вдохе;

- прочувствуйте это напряжение;

- резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;

- сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удаётся, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью лёгкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы – удивления, радости и пр.).

Воздействие слова

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идёт непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»).

5. Самоприказы – это короткие, отрывистые распоряжения, сделанные самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определённым образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы.

- сформулируйте самоприказ;

- мысленно повторите его несколько раз; если это возможно, повторите его вслух.

6. Самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

- вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями;

- сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня всё получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной» и т. д.

- мысленно повторите его несколько раз.

7. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

- в случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница», «Здорово получилось!».

- находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3 – 5 раз.

Использование образов

Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. Образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

8. Чтобы использовать образы для саморегуляции:

- специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации.

- делайте это в трёх основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

а) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

б) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья и т. д.);

в) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей, брызги воды, запахи, вкусы).

При ощущении напряжённости, усталости:

- сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;

- дышите медленно и глубоко;

- вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;

- проживите её заново, вспоминая все сопровождавшие её зрительные, слуховые и телесные ощущения;

- побудьте внутри этой ситуации несколько минут;

- откройте глаза и вернитесь к работе.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания»
Опубликовано: 21 января 2023 в 17:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Грицова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД