Наталья Аликина
Консультация для педагогов «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде. Становится устойчивой и меняется с большим трудом.
Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет).
Самооценка дошкольника и ее компоненты
Самооценка имеет два основных компонента.
Публикация «Консультация для педагогов „Самооценка ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.
Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.
В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.
Ребенок с адекватной самооценкой (самоуверенный)
• уверен в себе, активен, уравновешен;
• часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;
• любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;
• не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;
• является творческим и верит в собственные способности;
• не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;
• умеет анализировать результаты своей деятельности;
• может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;
• достаточно общителен и дружелюбен;
• быстро переключается с одного вида деятельности на другой
• настойчив в достижении цели;
• стремится сотрудничать, помогать другим;
• он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;
• способен принимать решения;
• он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.
У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.
Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой.
Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный.
• быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;
• не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;
• в большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;
• чаще всего ребенок не осознает своих неудач.
Такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми).
• ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав;
• часто перебивает, относится к другим свысока;
• при завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.
• от ребенка с завышенной самооценкой можно услышать:
"Я самый лучший!".
Ребенок с заниженной самооценкой
• чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;
• стремится к уединению, обидчивы;
• очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;
• не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;
• ребенок с заниженной самооценкой тревожный, не уверен в себе;
• такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;
• он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;
• ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;
• такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;
• такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.
«Не умею», «Не знаю» и «Не могу». Если ребенок так реагирует на новые задания, даже не ознакомившись с ними и не предприняв попытку выполнить их, то это знак, что его самооценка не является нормальной. Он недооценивает собственные способности и возможности.
Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".
Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка, а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни.
ВЫВОД: С раннего детства надо заботиться о том, чтобы самооценка у детей была не заниженной, а адекватной.
Кто влияет на формирование самооценки ребенка:
взрослые (родители) и сверстники
Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого.
1. Родителям необходимо помнить всегда, что катанию на лыжах, плаванию, игре в шахматы, чтению – всему этому вашего малыша могут научить другие люди, но прежде всего от вас, родителей, зависит формирование его самооценки. В этой области вас никто не заменит.
Ребенок живет с убеждением: «Как меня видят родители, так видит и целый мир. Если я важен для них, то я так же важен для всех».
Чувство собственного достоинства малыша формируется под влиянием отношения к нему родителей.
Если оцениваете его критически, считаете, что он недостаточно умный или способный, то он это чувствует.
Со стороны родителей важно мягкое, грамотное оценивание ребенка. Образ, который создают родители, причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Опять плохо», «Лучше бы ты не брался» самооценка становится низкой. Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.
2. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.
3. Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная. (В игре, в трудовой деятельности, в изо-деятельности).
В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.