МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Роль творческих групп в работе методической службы в ДОУ»

Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для педагогов «Роль творческих групп в работе методической службы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

(консультация разработана под руководством старшего воспитателя: Карпенко. В. Д)

Творческая группа – это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке идеи или проекта, обобщению материалов по определенной тематике или проблеме; отработка и внедрение лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессиональное общение, обмен опытом.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль творческих групп в работе методической службы в ДОУ“» размещена в разделах

Творческие группы будут созданы в целях:

-реализации и развития творческой инициативы педагогов;

-совершенствования воспитательно-образовательного процесса;

-реализации социально-личностного проекта в рамках реализации годового плана;

-привлечение родителей к совместной воспитательно-образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги!

Методическая служба нашего дошкольного учреждения, направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года", статья 64, методическая служба призвана обеспечить :

• достижение воспитанниками и педагогами дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;

• построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

• воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

• адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

• светскость образования.

Особенности работы методической службы в ДОУ

Целями методической службы нашего ДОУ являются : создание совокупности условий, направленных на эффективную реализацию образовательной политики учреждения в целях достижения воспитанниками педагогами установленных государством стандартов.

Задачи методической службы :

1. Обеспечивать теоретической, психологической, методической поддержкой воспитателей, создавая условия для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.

2. Организовывать активное участие коллег в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.

3. Способствовать диссеминации передового педагогического опыта.

4. Обеспечивать проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов.

5. Разрабатывать и реализовывать мероприятия в соответствии с годовым планом учреждения.

Структура методической службы ДОУ.

Система методической работы, обеспечивающая развитие воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки, спроектирована по следующей структуре:

методический совет

«методический кабинет»

• «методические комиссии

• проектные микрогруппы

• ПМПк

Успешность функционирования системы зависит:

• от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы;

• учета важных проблем и тенденций в развитии воспитательно-образовательного процесса ДОУ ;

• профессионального мастерства педагогов.

Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.

«Методический кабинет» - коллегиальный орган, состоящий из старшего воспитателя и числа педагогов входящие в состав методической службы, в компетенции которого:

• осуществление решений и рекомендаций, принятых на стратегическом уровне;

• текущий контроль образовательной деятельности и режимных моментов в ДОУ;

разработка методического инструментария.

Успешное выполнение задач методической службы ДОУ зависит и от того, на сколько «методический кабинет» знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого педагога.

Управление методической службой в условиях личностно - ориентированного подхода – это создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации, проявления в педагогической работе важнейших функций личности: выбора ценностей, понимания (рефлексирования) смысла своей деятельности, реализации своих потребностей и задатков.

Руководителю важно изучить личность каждого педагога в деятельности (его отношение к окружающей действительности, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера, темперамент, определить профессиональные способности.

Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из представителей «методического кабинета», руководителей творческих групп, представителей родительской общественности и председателя профсоюзной организации.

Постоянная творческая группа педагогов– добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

«Временные» исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).

Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-педагогическая комиссия.

ПМПк – форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии; курирует коррекционно-развивающую деятельность педагогов групп компенсирующей направленности.

Функции методической службы ДОУ

Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада должна выполнять определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:

-Анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;

-Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;

-Оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;

-Установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;

-Анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;

-Поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;

-Изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.

Прогностическая функция предусматривает:

• Прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;

• Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;

• Моделирование новых форм существования ДОУ;

• Проектирование процессов развития дошкольного учреждения;

• Проектирование последствий запланированных инновационных процессов;

План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

• Знание уровня, на котором находится работа ДОУ;

• Четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;

• Выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Экспертная функция:

1. Оценка образовательной программы.

2. Оценка предложений по организации нововведений.

3. Экспертиза методических разработок, программ

4. Экспертиза предметно-пространственной среды ДОУ;

5. Оценка проведения конкурсов.

Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:

1. Стратегический;

2. Тактический;

3. Информационно-аналитический.

На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.

Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогами, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.

Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне.

Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – "профессия дальнего действия". Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.

При грамотном построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров должна быть направлена:

1. На индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;

2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей;

3. Воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

Работа с педагогическим коллективом

Повышение профессионального мастерства педагогов в дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированно, с учётом исходного профессионального уровня деятельности педагога, который характеризуется профессиональной компетентностью педагога, его творческим потенциалом, владениям педагогическими технологиями, совокупностью профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического общения и взаимодействия с ребёнком. Таким образом, выделяются три категории педагогов :

1. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности. Это педагоги – наставники, золотой фонд ДОУ, работающие на самоконтроле.

2. Воспитатели, не имеющие квалификационную категорию, не стремящиеся к инновационной деятельности, требуют организационного обучения в ДОУ.

3. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности, но не всегда в полной мере её осуществляющие. Работа с ними требует тщательно продуманной стратегии и мотивационного стимулирования.

Определение задач методической службы поможет нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Активные (формирующие) формы работы, позволяют:

• максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;

• создать благоприятный психологический климат в коллективе;

• обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;

• опробовать педагога в новой роли.

В аспекте методической работы, методическая служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.

Соответствие цели форме повышения квалификации

Цель. Форма.

• Совершенствование педагогической техники Семинары - практикумы, Клуб молодого педагога

• Совершенствование педагогического мастерства Педагогические мастерские

• Развитие креативных способностей Творческие группы

• Становление стиля педагогической деятельности Мастер-классы, тренинги

• Формирование готовности к инновациям «Копилка» педагогического мастерства

• Формирование педагогической культуры Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы

Разработка авторских методик, программ, технологий Проектировочные семинары

• Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы, школа педагогического опыта, научно-методические семинары.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов :

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Панорамные открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности воспитательно-образовательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Клуб молодого педагога, целью, которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Решая эту задачу, молодой специалист проходит несколько этапов: адаптация, процесс развития профессиональных умений, внедрение новых технологий, самосовершенствование, саморазвитие.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.

Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников.

Круглый стол. Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.

Педагогические ситуации - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.

«Союз единомышленников». Это корпорация общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный час, выход в театр, кино, выезд на природу.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж. Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

Критерии эффективности работы методической службы

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы :

Эффективность для ребенка:

1.

1. Положительная динамика качества обучения и воспитания;

2. Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;

3. Дифференцированный подход к каждому ребенку;

Эффективность для родителя:

1. Положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;

2. Готовность и желание родителей помогать ДОУ;

3. Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

• Эффективность для педагога :

1. Положительный психологический климат в коллективе.

2. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

3. Удовлетворенность педагогов собственной деятельностью.

4. Качественно организованная система повышения квалификации.

5. Высокий уровень профессиональной деятельности.

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволит обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять его на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Результатом деятельности творческих групп педагогов является не только взаимообучение, но и некий продукт деятельности: проекты, программы, перспективные планы воспитательно-образовательного процесса, конспекты, пособия, сценарии и т. п.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗФормирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗ Службы всякие нужны! Службы всякие важны! А сегодня наш рассказ о службе от бед спасающей нас. Если – пожар, наводненье, обвал – Сразу.

Консультация для педагогов и родителей «Роль прогулок для здоровья детей»Консультация для педагогов и родителей «Роль прогулок для здоровья детей» Прогулка - это лучшее средство профилактики рахита у детей. Организм насыщается ультрафиолетом, который отвечает за выработку витамина.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Консультация для родителей и педагогов «Роль музыки в сказках и мультфильмах» Трудно представить нашу жизнь без музыки. Многие композиторы в своем творчестве обращались к народным и авторским произведениям в литературе.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Консультация для педагогов «Роль воспитателей на утренниках в ДОУ» Занимаясь подготовкой праздников и развлечений, педагоги и воспитатели прикладывают немало усилий и используют весь свой творческий потенциал.

Консультация для воспитателей «Роль ладошковой и пальчиковой живописи в раскрытии творческих дарований детей»Консультация для воспитателей «Роль ладошковой и пальчиковой живописи в раскрытии творческих дарований детей» Каждый ребенок по своей природе – одарен, нет бездарных детей. Есть дети, которым не помогли взрослые или определенные обстоятельства.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль творческих групп в работе методической службы в ДОУ»
Опубликовано: 12 января 2023 в 16:22
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль творческих групп в работе методической службы в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна (УИ 252483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД