Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для педагогов «Роль творческих групп в работе методической службы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
(консультация разработана под руководством старшего воспитателя: Карпенко. В. Д)
Творческая группа – это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке идеи или проекта, обобщению материалов по определенной тематике или проблеме; отработка и внедрение лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессиональное общение, обмен опытом.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль творческих групп в работе методической службы в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Творческие группы будут созданы в целях:
-реализации и развития творческой инициативы педагогов;
-совершенствования воспитательно-образовательного процесса;
-реализации социально-личностного проекта в рамках реализации годового плана;
-привлечение родителей к совместной воспитательно-образовательной деятельности.
Уважаемые коллеги!
Методическая служба нашего дошкольного учреждения, направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов. Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года", статья 64, методическая служба призвана обеспечить :
• достижение воспитанниками и педагогами дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
• построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
• воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
• адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
• светскость образования.
Особенности работы методической службы в ДОУ
Целями методической службы нашего ДОУ являются : создание совокупности условий, направленных на эффективную реализацию образовательной политики учреждения в целях достижения воспитанниками педагогами установленных государством стандартов.
Задачи методической службы :
1. Обеспечивать теоретической, психологической, методической поддержкой воспитателей, создавая условия для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
2. Организовывать активное участие коллег в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах.
3. Способствовать диссеминации передового педагогического опыта.
4. Обеспечивать проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов.
5. Разрабатывать и реализовывать мероприятия в соответствии с годовым планом учреждения.
Структура методической службы ДОУ.
Система методической работы, обеспечивающая развитие воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки, спроектирована по следующей структуре:
• методический совет
• «методический кабинет»
• «методические комиссии
• проектные микрогруппы
• ПМПк
Успешность функционирования системы зависит:
• от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы;
• учета важных проблем и тенденций в развитии воспитательно-образовательного процесса ДОУ ;
• профессионального мастерства педагогов.
Структура методической службы нашего детского сада позволяет рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать четкое выполнение обязанностей каждым субъектом.
«Методический кабинет» - коллегиальный орган, состоящий из старшего воспитателя и числа педагогов входящие в состав методической службы, в компетенции которого:
• осуществление решений и рекомендаций, принятых на стратегическом уровне;
• текущий контроль образовательной деятельности и режимных моментов в ДОУ;
• разработка методического инструментария.
Успешное выполнение задач методической службы ДОУ зависит и от того, на сколько «методический кабинет» знает свой коллектив, его психологию, индивидуальные особенности каждого педагога.
Управление методической службой в условиях личностно - ориентированного подхода – это создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации, проявления в педагогической работе важнейших функций личности: выбора ценностей, понимания (рефлексирования) смысла своей деятельности, реализации своих потребностей и задатков.
Руководителю важно изучить личность каждого педагога в деятельности (его отношение к окружающей действительности, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера, темперамент, определить профессиональные способности.
Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создается для решения исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи. Он формируется из представителей «методического кабинета», руководителей творческих групп, представителей родительской общественности и председателя профсоюзной организации.
Постоянная творческая группа педагогов– добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.
«Временные» исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т. д.).
Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОУ и психолого-педагогическая комиссия.
ПМПк – форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии; курирует коррекционно-развивающую деятельность педагогов групп компенсирующей направленности.
Функции методической службы ДОУ
Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба нашего детского сада должна выполнять определенные функции. Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
-Анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
-Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
-Оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
-Установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
-Анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
-Поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
-Изучение передового педагогического опыта.
Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.
Прогностическая функция предусматривает:
• Прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
• Формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
• Моделирование новых форм существования ДОУ;
• Проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
• Проектирование последствий запланированных инновационных процессов;
План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
• Знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
• Четкое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
• Выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
Планирование и прогнозирование можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.
Экспертная функция:
1. Оценка образовательной программы.
2. Оценка предложений по организации нововведений.
3. Экспертиза методических разработок, программ
4. Экспертиза предметно-пространственной среды ДОУ;
5. Оценка проведения конкурсов.
Методическая служба в нашем дошкольном учреждении организует деятельность на основе трех управленческих уровней:
1. Стратегический;
2. Тактический;
3. Информационно-аналитический.
На стратегическом уровне (Педагогический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т. д.
Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом. На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогами, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.
Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (Педагогический совет, аттестационная комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне.
Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы. Как известно, педагог – "профессия дальнего действия". Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определенное время, что требует постоянного привнесения в нее обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.
При грамотном построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров должна быть направлена:
1. На индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
2. Развитие интеллектуальных, творческих способностей;
3. Воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.
Работа с педагогическим коллективом
Повышение профессионального мастерства педагогов в дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированно, с учётом исходного профессионального уровня деятельности педагога, который характеризуется профессиональной компетентностью педагога, его творческим потенциалом, владениям педагогическими технологиями, совокупностью профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического общения и взаимодействия с ребёнком. Таким образом, выделяются три категории педагогов :
1. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности. Это педагоги – наставники, золотой фонд ДОУ, работающие на самоконтроле.
2. Воспитатели, не имеющие квалификационную категорию, не стремящиеся к инновационной деятельности, требуют организационного обучения в ДОУ.
3. Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности, но не всегда в полной мере её осуществляющие. Работа с ними требует тщательно продуманной стратегии и мотивационного стимулирования.
Определение задач методической службы поможет нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Активные (формирующие) формы работы, позволяют:
• максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
• создать благоприятный психологический климат в коллективе;
• обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
• опробовать педагога в новой роли.
В аспекте методической работы, методическая служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.
Соответствие цели форме повышения квалификации
Цель. Форма.
• Совершенствование педагогической техники Семинары - практикумы, Клуб молодого педагога
• Совершенствование педагогического мастерства Педагогические мастерские
• Развитие креативных способностей Творческие группы
• Становление стиля педагогической деятельности Мастер-классы, тренинги
• Формирование готовности к инновациям «Копилка» педагогического мастерства
• Формирование педагогической культуры Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы
• Разработка авторских методик, программ, технологий Проектировочные семинары
• Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы, школа педагогического опыта, научно-методические семинары.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов :
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Панорамные открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности воспитательно-образовательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.
Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
Клуб молодого педагога, целью, которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Решая эту задачу, молодой специалист проходит несколько этапов: адаптация, процесс развития профессиональных умений, внедрение новых технологий, самосовершенствование, саморазвитие.
Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.
Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников.
Круглый стол. Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.
Педагогические ситуации - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами.
Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.
«Союз единомышленников». Это корпорация общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный час, выход в театр, кино, выезд на природу.
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж. Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.
Критерии эффективности работы методической службы
С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.
Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы :
• Эффективность для ребенка:
1.
1. Положительная динамика качества обучения и воспитания;
2. Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
3. Дифференцированный подход к каждому ребенку;
• Эффективность для родителя:
1. Положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
2. Готовность и желание родителей помогать ДОУ;
3. Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
• Эффективность для педагога :
1. Положительный психологический климат в коллективе.
2. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
3. Удовлетворенность педагогов собственной деятельностью.
4. Качественно организованная система повышения квалификации.
5. Высокий уровень профессиональной деятельности.
Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволит обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять его на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.
Результатом деятельности творческих групп педагогов является не только взаимообучение, но и некий продукт деятельности: проекты, программы, перспективные планы воспитательно-образовательного процесса, конспекты, пособия, сценарии и т. п.
Спасибо за внимание!