Наталья Бойко
Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр – есть искусство отражать жизнь»
К. С. Станиславский
Ребёнок только начинает свой жизненный путь, от способов познания окружающего мира зависит формирование его личности. Задача взрослых, а особенно педагогов-дошкольников, правильно подобрать эти способы познания мира.
Театрализованная деятельность в детском саду - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, так как через него наиболее полно проявляется принцип обучения: учить играя. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, учатся думать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Разыгрывание мини-спектаклей, театрализованных игр, показ кукольных театров, способны ярко и эмоционально раскрыть любую тему по изучению окружающего мира.
Театр – является средством эмоционально-эстетического воспитания детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения в обществе, поскольку каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственное наполнение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В театрализованной игре происходит эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями разных героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины разнообразного настроя. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка, разнообразие тематик позволяет удовлетворить все желания детей, учесть их интересы.
Через театрализованную деятельность в детском саду раскрывается творческий потенциал детей, формируется творческая сторона личности. Дошкольники учатся придумывать интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У ребенка развивается ассоциативное мышление, творческое воображение, он учиться подмечать необычное в обыденном окружении.
Данная деятельность способна эмоционально раскрепостить самого закрытого, зажатого, заторможенного ребенка. Играя роль, он действует от лица персонажа и может быть другим, не таким, каким является сам в действительности.
Театрализованная деятельность в детском саду может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, и использоваться при индивидуальной работе с ребенком.
Применяя театрализованную деятельность в своей работе педагогу следует использовать ее разные виды:
- театрализованные игры - это разыгрывание в лицах сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – есть сюжет игры. Особенностью театрализованных игр является их готовый сюжет, что определяет деятельность детей текстом произведения.
К театрализованным играм относят игры-драматизации, где ребёнок является артистом и сам создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонации, мимики, пантомимы.
Видами драматизации являются:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Так же к театрализованным играм относят режиссерскую игру, где «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок управляет «артистами», организуя деятельность как «сценарист и режиссер». Он озвучивает героев, сам комментирует сюжет с помощью разных средства вербальной выразительности: изображает его интонацией, мимикой.
Виды режиссерских игр определяются разнообразием театров, используемых в детском саду:
• настольный,
• плоскостной и объемный,
• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
• катушечный;
• ложковый;
• баночный; стаканчиковый;
• теневой;
• на воздушных шарах и т. д.
Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок учится действовать, подчиняясь определённому образцу правил поведения; учится трансформировать мимолетные стремления в свои желания; получает опыт, проживая жизни своих героев, параллельно анализируя причины их поступков и учась на их ошибках. Дети отвечают на вопросы героя, выполняют его просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Театрализованная деятельность формирует художественный вкус у детей, развивает интерес к театру как искусству; обогащает его эмоциональный мир, развивает творческие способности. С детства воспитываются навыки театральной культуры.
Театрализованная деятельность решает все программные задачи по развитию речи. Речевая деятельность является основой коммуникативной деятельности, так как соединяет процессы говорения и понимания с неречевыми средствами (жесты, мимика, пантомима).
Использование театрализованной деятельности играет важную роль в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников. Работая с литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизации в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Играя роли, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который постепенно пополняется.
Разыгрывания в лицах и разнообразные инсценировки у дошкольников способствуют развитию связной речи, так как закрепляются практические умения: полно, понятно и последовательно передавать содержание текста; композиционно, грамматически оформлять высказывания; эмоционально их окрашивать; логически связанно выстраивать предложения.
Действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям (самостоятельная театрально – игровая деятельность) способствуют интенсивному развитию диалогической речи. Исполняемая роль создает необходимость вступления в диалог с другим персонажем, стимулирует ребенка ясно, четко и понятно изъясняться. Как результат - улучшается диалогическая речь, ее грамматический и интонационный строй, развивается умение заканчивать фразу, и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим близким. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей следует проводить подготовительные упражнения: упражнения на дыхание, артикуляционные гимнастики, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культуру речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, чистоту произношения, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Играя в театрализованные игры, участвуя в театральных постановках, знакомясь с разными видами кукольных театров дошкольники не просто знакомятся с художественной литературой, у них развиваются умения понимать разнообразные обращения, формируются навыки вступать в речевое общение разными способами; они учатся пользоваться интонацией, жестами, мимикой и следовать правилам ведения диалога. Дети усваивают формулы речевого этикета; умение держать себя в обществе. Учатся соблюдать очерёдность в разговоре; выслушивать собеседника не перебивая; поддерживать общую тему разговора; проявлять уважение и внимание к собеседнику; говорить спокойно, с умеренной громкостью; использовать литературную лексику; строить свое высказывание, чтобы не обидеть собеседника; озвучивать просьбу, благодарность, предложение, извинение, приглашение, давать совет.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Участвуя в театрализованной деятельности ребёнок имеет возможность проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды наедине с собой, а главное - продемонстрировать их публично, не стесняясь присутствия слушателей.
Речь является важным средством самовыражения, а театрализованная деятельность инструмент для развития речи. Выразительность речи делает ребенка интересным собеседником и желаемым участником во всех видах деятельности между детьми и взрослыми, так как он понятно и просто может донести свои мысли, поделиться эмоциями.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения: воспитывает гуманные чувства (отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам, вызывает желание участвовать в праздниках и развлечениях, помогает чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке. Входя в роль, ребенок старается подражать тому, что видит, и что его заинтересовало, от этого он получает огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная игра решает многие проблемные ситуации, когда воспитанник действует от лица какого-либо персонажа. Это помогает ребёнку преодолеть робость, связанную с трудностями произношения и общения, неуверенность в себе.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основы. С использованием основных методов и приемов речевого развития детей, следует использовать богатый материал словесного творчества народов нашей страны. Воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Тематика театрализованной деятельности не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир» (Мерзлякова С. И.)