Получи документы

Консультация для педагогов «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»

Деряева Юлия
Консультация для педагогов «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»
▼ Скачать

В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и спорт, и многое – многое другое. Казалось бы, ребенок не капризничает, не требует родительского внимания к себе, сидит дома, узнает с помощью гаджетов что-то новое, приобщается к современной жизни, управляя электронными устройствами.

Однако такое безобидное, на первый взгляд, увлечение детей «экранным» времяпровождением очень быстро может обернуться и для ребенка, и для его близких весьма плачевными последствиями.

Публикация «Консультация для педагогов „Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство“» размещена в разделах

Дело в том, что подобные занятия очень затягивают ребенка и начинают тормозить его нормальное развитие: отвлекают от того, что ему действительно необходимо постичь в этом возрасте; вызывают нездоровое стремление к неосмысленному получению большого объема разноплановой информации, постоянной смене впечатлений, что негативно сказывается на его нервной системе и поведении; способствуют уходу в виртуальный мир и отрыву от реальности.

Уже возникшую экранную зависимость необходимо начать преодолевать как можно раньше. Еще более правильный путь — не доводить до ее появления.

По данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором или компьютером, у каждого десятого ребенка все свободное время проходит у экрана.

В результате у детей возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует их собственную деятельность. С появлением экранной зависимости ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком-либо занятии, теряет интерес к получению той информации, ребёнок не желает овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок мала читает и с трудом воспринимает информацию на слух.

Особого внимания со стороны взрослых требует увлечение дошкольников компьютерными играми с сюжетом. Именно они способны сформировать у ребенка устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям его психики. Увлекательные, зрелищные, яркие игры оказывают существенное воздействие на эмоциональную сферу, навязчиво вызывая у еще не сформированной личности набор одних и тех же эмоций и вытесняя ряд других, свойственных нормальному человеку, уводя его в виртуальный мир, насыщенный исключительно острыми впечатлениями, отдаляя реальность.

Зависимость современных Молодых людей от потребления цифрового контента грозит человечеству интеллектуальной деградацией и своеобразному разделению на умных и глупых.

Действительно, в связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации детство представителей нынешнего поколения проходит в условиях особых рисков развития. Сложность ситуации заключается в том, что детям нравится проводить время у экрана, причем нравится в превосходной степени — конструированные реальности вызывают очень сильный интерес. В ряде случаев, если в обществе, кругу общения и той среде, в которой ребенок взрослеет, принято пользоваться всеми доступными электронными средствами, экранная зависимость практически неизбежна.

Стоит отметить, что многие Родители чувствуют отрицательное воздействие повсеместно светящихся экранов на детей.

Мы видим припадки в ответ на лишение доступа к устройствам, потерю концентрации в то время, когда дети не подвергаются постоянной стимуляции со стороны устройств. Что хуже, дети впадают в скуку, апатию, теряют интерес ко всему, если они не «подключены» к онлайн жизни. На самом деле ситуация еще сложнее. Сейчас уже известно, что планшеты, смартфоны и игровые консоли являются одной из форм цифрового наркотика. Недавние исследования мозговой активности показывают, что эти гаджеты негативно влияют на лобную долю коры головного мозга. Она контролирует дофаминовую систему (это система награды за игру и т. д., отвечающую за вознаграждение, внимание, кратковременную память. Примечательно, что такое же воздействие на мозг имеет кокаин. (СЛАЙД)

Новые цифровые технологии так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина — нейротрансмиттера, отвечающего за вознаграждение, участвующего в формировании самой настоящей зависимости. Мозг ребенка, играющего, например, в Мшесгай, выглядит так же, как мозг под действием наркотических препаратов. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детей от экранов, и дошкольники так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается. (СЛАЙД)

Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость, агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.

Время у экрана и цифровая эра — то, что мешает развитию навыков, которые родители с таким энтузиазмом воспитывают в своих детях. Способность концентрироваться, привлекать внимание, расширять свой словарный запас, ощущать отношение другого человека и общаться с ним — все это ослаблено цифровой зависимостью.

Большинство проблем связано с количеством стимулов, которые предлагает нам устройство, потому что именно эти гаджеты дают человеку возможность обрабатывать несколько действий в одном случае. Следовательно, мы избавляемся от необходимости обрабатывать информацию самим.

Скажем так: в отличие от матери, читающей историю ребенку, рассказанная на смартфоне история в одно мгновение передает слова и картинки молодому читателю. Дети, которые следят за историями на своем смартфоне, становятся ленивыми, потому что думают за них и, как результат, их собственные когнитивные мышцы остаются слабыми.

Между тем следует отметить что такое, безобидное, на первый взгляд, занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт.

Зависимость ребенка от экрана необходимо преодолеть как можно раньше, поскольку она тормозит его нормальное развитие и может привести к таким последствиям, как неспособность сконцентрироваться на занятии, отсутствие других интересов в жизни, повышенная рассеянность и др.

Нужно понимать, что все виртуальные игры специально делаются очень интересными, зрелищными, захватывающими. В этом-то и кроется гигантская приманка.

Иногда в реальных жизненных ситуациях ребенок продолжает действовать будто бы исходя из личности героя компьютерной игры. В его сознании стирается грань между добром и злом, он становится жестоким. Проливается ли в игре чья-то кровь, убивает или ранит своего соперника персонаж, которым управляет дошкольник, — все это не пугает его, не заставляет переживать и сочувствовать. Вот почему в обычной жизни современные дети чаще агрессивные и черствые. (СЛАЙД)

То же самое касается большинства современных мультфильмов. Если ребенок помногу и бесконтрольно сидит у телевизора, последствия могут быть плачевными.

Уже определен ряд предупреждающих знаков цифровой зависимости, которые варьируются от ребенка к ребенку и могут находиться под влиянием ряда факторов, таких как домашняя обстановка, а также социальное и экономическое положение семьи.

Предупреждающих знаков, на которые нужно обратить внимание и начинать исправлять ситуацию.

Ребенок много времени проводит за экраном компьютера, телевизора, планшета и прочих электронных устройств, поглощен этим занятием.

Постоянно требует поставить ему мультики или смотрит все подряд.

«Выключается» из реального мира, становится рассеянным и несобранным. Постоянно старается улучить момент, чтобы включить компьютер, планшет или телевизор.

Перестает слушаться родителей (напряжение в отношениях между ребенком и взрослыми нарастает).

Постоянно просит скачать новые игры или делает это сам.

Перестает проявлять интерес к обычным играм, прогулкам, творческим занятиям.

Отказывается от приема пищи, чтобы не отрываться от компьютера, телевизора.

При бесконтрольном проведении времени за монитором у ребенка могут появиться следующие проблемы со здоровьем:

ухудшение зрения (слизистая оболочка глаз страдает от сухости);

ухудшение осанки;

головные боли;

симптомы хронической усталости;

нарушения сна и аппетита.

Наряду с этим у дошкольника возникают проблемы в эмоциональной сфере (страхи, фобии, агрессивность, особенно если он играет в игры, связанные с насилием, «стрелялками». У зависимых людей наблюдаются различные виды навязчивых действий (ребенок грызет ногти, сосет пальцы, у него подергиваются какие-то части тела); имеют место психофизиологические реакции (нервный тик, энурез, заикание) В дополнение к этому, как правило, возникают социальные проблемы: дети испытывают трудности в общении со сверстниками становятся замкнутыми, грубыми.

Что мы можем сделать? Оказывается, очень много. И это не так

уж сложно и трудновыполнимо:

- установить обеденную зону как «зону без устройств»,

- определить день без светящихся экранов,

- объявить Интернету тайм-аут (отключите его во всем доме на несколько часов и не пользуйтесь сетью сами,

- установить территорию зарядки, чтобы дети не брали свои устройства с собой в кровать,

- выделить определенные дни для пользования гаджетами.

Ребенок, занимающийся творчеством и близкий к своей семье, с меньшей вероятностью захочет убежать в вымышленный цифровой мир.

Поэтому давайте начнем с себя и, будучи взрослыми, образованными, организованными и способными к саморегуляции людьми, будем сами следовать простым правилам эксплуатации своих устройств: поставьте лимит на приложения, в которых больше всего тратите времени, отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк, проверяйте почту систематически, а не спонтанно, убирайте телефон за час до сна и не включайте его час после пробуждения.

- Как взрослый может оградить ребёнка от этой зависимости?

(Предполагаемые ответы.)

- Чем мы как взрослые можем заинтересовать ребёнка?

А еще просто общайтесь с людьми : смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас, здоровайтесь и разговаривайте с людьми, переживайте за других, ставьте себя на чужое место, смейтесь и плачьте вместе с друзьями — это лучшая профилактика цифровой зависимости, цените людей, которые рядом с вами.

И помните: цифровые технологии — это всего лишь инструмент для работы, а для всего остального есть человек. Общение с ним, конечно, не всегда бывает простым, но это отличный тренажер для нашего мышления.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Консультация для родителей дошкольников старшей группы в условиях самоизоляции «Неделя, посвященная космосу»Консультация для родителей дошкольников старшей группы в условиях самоизоляции «Неделя, посвященная космосу» В это непростое время на сайте нашего детского сада появилась рубрика "Образование на карантине", где воспитатели каждой группы дают рекомендации.

Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.

Комната релаксации для дошкольников-таинственное пространствоКомната релаксации для дошкольников-таинственное пространство Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации,.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация для родителей детей подготовительной группы по теме «Интернет: риски и угрозы». Сейчас такое время, когда даже очень маленькие дети знакомы с интернетом. Что и говорить о более старших ребятах. Эта консультация посвящена.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»
Опубликовано: 22 августа 2023 в 21:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»» (включая файлы) размещена пользователем Деряева Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД