Получи документы

Консультация для педагогов «Реализация программы «Социокультурные истоки» через музыкально — игровую деятельность»

Агафонова Наталья
Консультация для педагогов «Реализация программы «Социокультурные истоки» через музыкально — игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ложится в основу всей жизни ребенка. Музыка - влиятельное средство в формировании духовно - творческой личности. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Музыка позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке: он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и любви. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она может через эмоции и чувства, лишь разбудить нравственные силы, которые генетически заложены в каждого из нас.

Публикация «Консультация для педагогов „Реализация программы „Социокультурные истоки“ через музыкально — игровую деятельность“» размещена в разделах

Мы работаем по программе «Социокультурные истоки» уже с раннего возраста, со 2 младшей группы. Необходимо отметить, что музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Ребенок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки, поэтому с детьми этого возраста слушаем произведения, которые вызывают у них положительные эмоции: спокойствие, радость, нежность, просветленность.

Понимая, что духовный мир русского человека можно лучше понять, обращаясь к истокам народной культуры, на занятиях знакомлю детей с песенным и устным фольклором, как важнейшей частью духовной жизни народа, объективными законами красоты. Для удовлетворения рано возникающей у детей младшего возраста потребности в художественном слове, ритмичных движениях активно используются в работе с детьми потешки, прибаутки, колыбельные песни.

Всем известный факт: чувства возникают раньше мысли и действия, а деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает, как правило, намного успешнее. Интегративный подход к Истокам в образовании предусматривает использование музыки, народной игры и песни в активной деятельности с детьми и родителями.

Чувственный опыт ребёнка, через который происходит приобщение к родной культуре и ценностям родного Отечества, является залогом его будущей целостности. Немаловажную роль при таком общении играет овладение ребёнком народным искусством – песней, музыкой, игрой. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для «врастания» личности в мир искусства, прежде всего через народное творчество, так как оно наиболее соразмерно и доступно ребёнку по простоте, ясности и искренности.

Этому способствует навык слушания музыки. Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Она окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. Под воздействием свойств музыкального звука ребенок расширяет свой нравственно - чувственный опыт новыми переживаниями. Переживая содержание музыки, ребенок становится более отзывчивым на различные эмоции, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. В чем и проявляется воспитательное значение музыки. На музыкальных занятиях я учу детей выражать свои чувства и рассказывать о них. Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.

Музыка, не только носитель ценностей, но и объект, и инструмент познания окружающего мира. Я стараюсь зажечь в малышах искорку творчества, соединить процесс обучения с естественными, для детей дошкольного возраста, интересами и переживаниями, научить радоваться, постигая окружающий мир.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно она приносить малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие.

Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.

«…Эмоциональная свобода, непосредственное простодушие, прямота и настроение царят в русском танце, здесь позволительно всё, что достойно, грациозно и выразительно. Ценится не столько техника, сколько выразительность душа танца. Кто хочет поближе узнать русскую душу, тот должен познакомиться с русским танцем», - писал И. А. Ильин.

Народные игры, песни, хороводы включены составной частью в книги для развития детей и в планы итоговых занятий. Этот пласт музыкальной культуры знакомит детей с традициями, обычаями, народными праздниками, где старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. Для того чтобы воспитать у наших детей культурное отношение к прошлому, мы должны стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Песня открывает перед ребенком красоту мира. Слушая музыку природы, которая является ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали, в окружающей их природе, звуки созвучные песне, которую будут исполнять.

Песня, в отличие от литературного произведения, к словам добавляет мелодию. Именно она как бы договаривает то, что нельзя сказать словами («…обычных слов мало, чтобы передать радость или горе, тоску или любовь»). Верная и хорошая мелодия делает песню созвучной сердцу и душе. Потребность в песне была настолько велика, что возникла многожанровость русских песен (колыбельные песни, песни-новеллы, песни праздничные: хороводные, игровые, свадебные, застольные; песни исторические, песни лирические и пр.).

Первая песня, которую поёт мама своему ребёнку - колыбельная. В ней ласковое слово соединяется с мелодией, воплощается материнская нежность, забота, любовь и надежда. Уникальность и значимость колыбельной песни раскрывается в занятии с детьми 3 – 4 лет на тему «Ласковая песня».

Как показывает педагогическая практика, современные мамы практически не знают колыбельных песен и потому не поют их детям. А жаль. Учёные разных стран неоднократно доказывали, что дети, которые воспитываются под пение матери, имеют более развитое эстетическое чувство, добрый нрав и быстрый ум. Колыбельные песни трогают своей задушевностью, добротой, и удивительным теплом. Это не только даёт возможность передать маленькому ребёнку энергетику материнской любви, но и попытка сказать ему что-то очень важное о жизни. Истоки возвращают колыбельную песню в семью и детский сад.

Песни о маме имеют большую значимость в жизни ребенка, через них легко показывается образ матери. И, тем не менее, главное в моей работе – не только воспитать отдельный талант или развить его исполнительские качества, а в том, чтобы дети полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью и необходимостью.

Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами не возможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье.

Старшим воспитателем нашего детского сада совместно с музыкальными руководителями было комплексно - тематического планирование на основе Основной Образовательной Программой МАДОУ, которое наряду с общеобразовательными задачами решает задачи духовно - нравственного содержания, выстроенных по технологии годового круга календаря на основе празднования праздников: личных (день именинника, гражданских (День России, День защитника отечества, День Победы, народных (Масленица). Организуя праздники и развлечения, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Дети всегда ждут в детском саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Синтезом слова, песни, действия, мифа и сказки является праздник. В традициях русского народа на празднике не было созерцающих сторон. За счёт добровольного разделения ролевых функций посильное участие в нём принимали все - от мала до велика. Самые любимые детские праздники – Рождество и Новый год. Нарядная ёлка, праздничная песня, весёлый хоровод вместе с родителями и сверстниками, красивые и вкусные подарки создают ту атмосферу, которая помнится все последующие годы. Музыка, используемая в проведении праздников, вызывает эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка, пробуждает детей к размышлению о себе, о смысле жизни, способствует совершению добрых дел.

В образовательной деятельности с детьми по программе «Социокультурные истоки» активно используются лучшие образцы народного музыкального творчества. Народное творчество, по мнению многих исследователей, отличается тем, что в нём очень сильно выражен духовный аспект – сердечная выразительность, глубина и серьёзность. Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений.

Закончить освещение темы хочу словами писателя Р. Роллана: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (декабрь) Декабрь Категория «Родные просторы» Совместная деятельность детей.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группеРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (ноябрь) Ноябрь Категория ”Родные просторы” Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»; -чтение.

Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки»Конспект занятия по формированию социальных навыков «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки» Тема: «Добрые друзья» на основе программы «Социокультурные истоки» Подготовила воспитатель старшей группы Алехина Татьяна Викторовна. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Реализация программы «Социокультурные истоки» через музыкально — игровую деятельность»
Опубликовано: 11 января 2021 в 23:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Реализация программы «Социокультурные истоки» через музыкально — игровую деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Агафонова Наталья (УИ 2484353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД