Агафонова Наталья
Консультация для педагогов «Реализация программы «Социокультурные истоки» через музыкально — игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Духовно – нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ложится в основу всей жизни ребенка. Музыка - влиятельное средство в формировании духовно - творческой личности. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Музыка позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке: он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и любви. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она может через эмоции и чувства, лишь разбудить нравственные силы, которые генетически заложены в каждого из нас.
Публикация «Консультация для педагогов „Реализация программы „Социокультурные истоки“ через музыкально — игровую деятельность“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
Мы работаем по программе «Социокультурные истоки» уже с раннего возраста, со 2 младшей группы. Необходимо отметить, что музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Ребенок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки, поэтому с детьми этого возраста слушаем произведения, которые вызывают у них положительные эмоции: спокойствие, радость, нежность, просветленность.
Понимая, что духовный мир русского человека можно лучше понять, обращаясь к истокам народной культуры, на занятиях знакомлю детей с песенным и устным фольклором, как важнейшей частью духовной жизни народа, объективными законами красоты. Для удовлетворения рано возникающей у детей младшего возраста потребности в художественном слове, ритмичных движениях активно используются в работе с детьми потешки, прибаутки, колыбельные песни.
Всем известный факт: чувства возникают раньше мысли и действия, а деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает, как правило, намного успешнее. Интегративный подход к Истокам в образовании предусматривает использование музыки, народной игры и песни в активной деятельности с детьми и родителями.
Чувственный опыт ребёнка, через который происходит приобщение к родной культуре и ценностям родного Отечества, является залогом его будущей целостности. Немаловажную роль при таком общении играет овладение ребёнком народным искусством – песней, музыкой, игрой. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для «врастания» личности в мир искусства, прежде всего через народное творчество, так как оно наиболее соразмерно и доступно ребёнку по простоте, ясности и искренности.
Этому способствует навык слушания музыки. Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Она окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. Под воздействием свойств музыкального звука ребенок расширяет свой нравственно - чувственный опыт новыми переживаниями. Переживая содержание музыки, ребенок становится более отзывчивым на различные эмоции, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. В чем и проявляется воспитательное значение музыки. На музыкальных занятиях я учу детей выражать свои чувства и рассказывать о них. Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.
Музыка, не только носитель ценностей, но и объект, и инструмент познания окружающего мира. Я стараюсь зажечь в малышах искорку творчества, соединить процесс обучения с естественными, для детей дошкольного возраста, интересами и переживаниями, научить радоваться, постигая окружающий мир.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно она приносить малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие.
Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.
«…Эмоциональная свобода, непосредственное простодушие, прямота и настроение царят в русском танце, здесь позволительно всё, что достойно, грациозно и выразительно. Ценится не столько техника, сколько выразительность душа танца. Кто хочет поближе узнать русскую душу, тот должен познакомиться с русским танцем», - писал И. А. Ильин.
Народные игры, песни, хороводы включены составной частью в книги для развития детей и в планы итоговых занятий. Этот пласт музыкальной культуры знакомит детей с традициями, обычаями, народными праздниками, где старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. Для того чтобы воспитать у наших детей культурное отношение к прошлому, мы должны стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. Слушая музыку природы, которая является ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали, в окружающей их природе, звуки созвучные песне, которую будут исполнять.
Песня, в отличие от литературного произведения, к словам добавляет мелодию. Именно она как бы договаривает то, что нельзя сказать словами («…обычных слов мало, чтобы передать радость или горе, тоску или любовь»). Верная и хорошая мелодия делает песню созвучной сердцу и душе. Потребность в песне была настолько велика, что возникла многожанровость русских песен (колыбельные песни, песни-новеллы, песни праздничные: хороводные, игровые, свадебные, застольные; песни исторические, песни лирические и пр.).
Первая песня, которую поёт мама своему ребёнку - колыбельная. В ней ласковое слово соединяется с мелодией, воплощается материнская нежность, забота, любовь и надежда. Уникальность и значимость колыбельной песни раскрывается в занятии с детьми 3 – 4 лет на тему «Ласковая песня».
Как показывает педагогическая практика, современные мамы практически не знают колыбельных песен и потому не поют их детям. А жаль. Учёные разных стран неоднократно доказывали, что дети, которые воспитываются под пение матери, имеют более развитое эстетическое чувство, добрый нрав и быстрый ум. Колыбельные песни трогают своей задушевностью, добротой, и удивительным теплом. Это не только даёт возможность передать маленькому ребёнку энергетику материнской любви, но и попытка сказать ему что-то очень важное о жизни. Истоки возвращают колыбельную песню в семью и детский сад.
Песни о маме имеют большую значимость в жизни ребенка, через них легко показывается образ матери. И, тем не менее, главное в моей работе – не только воспитать отдельный талант или развить его исполнительские качества, а в том, чтобы дети полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью и необходимостью.
Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами не возможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье.
Старшим воспитателем нашего детского сада совместно с музыкальными руководителями было комплексно - тематического планирование на основе Основной Образовательной Программой МАДОУ, которое наряду с общеобразовательными задачами решает задачи духовно - нравственного содержания, выстроенных по технологии годового круга календаря на основе празднования праздников: личных (день именинника, гражданских (День России, День защитника отечества, День Победы, народных (Масленица). Организуя праздники и развлечения, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Дети всегда ждут в детском саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Синтезом слова, песни, действия, мифа и сказки является праздник. В традициях русского народа на празднике не было созерцающих сторон. За счёт добровольного разделения ролевых функций посильное участие в нём принимали все - от мала до велика. Самые любимые детские праздники – Рождество и Новый год. Нарядная ёлка, праздничная песня, весёлый хоровод вместе с родителями и сверстниками, красивые и вкусные подарки создают ту атмосферу, которая помнится все последующие годы. Музыка, используемая в проведении праздников, вызывает эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка, пробуждает детей к размышлению о себе, о смысле жизни, способствует совершению добрых дел.
В образовательной деятельности с детьми по программе «Социокультурные истоки» активно используются лучшие образцы народного музыкального творчества. Народное творчество, по мнению многих исследователей, отличается тем, что в нём очень сильно выражен духовный аспект – сердечная выразительность, глубина и серьёзность. Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений.
Закончить освещение темы хочу словами писателя Р. Роллана: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.