Булава Мария
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Каждый ребенок – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Огромный поток информации обрушивается на маленького человека. Каждый день приносит ребенку
что-то новое, интересное, становится понятным ранее неизвестное.
Задача взрослых - помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов
Познавательная деятельность предполагает приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Что такое познавательная активность?
В педагогике активность определяется :
- готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей;
- формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций.
Развитие познавательной активности при ознакомлении дошкольников с неживой природой проводится при комплексном сочетании различных форм работы и видов деятельности детей:
-наблюдение за предметами и объектами неживой природы;
-проведение игр-экспериментов;
-игровая, поисковая, трудовая и музыкальная деятельность.
Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. При выборе темы опытов, проектов, исследований, руководствоваться определенными правилами:
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком.
Признаки живой природы - рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть). К неживой природе относятся солнце, звёзды, вода, воздух, почва, минералы и горные породы.
Знакомство детей с явлениями неживой природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Усложнение материала происходит по концентрическому принципу (позволяет несколько раз изучать одно и то же явление с постепенным усложнением, что предполагает возвращение к той или иной теме на более сложном витке развития ребенка и усвоение более глубоких естественнонаучных знаний о неживой природе.
В результате у дошкольников расширяется кругозор, развивается любознательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, развивается умение видеть красоту природы, восхищаться ей, желание сохранить её.
При ознакомлении дошкольников с неживой природой, воспитатель дает правильные понятия о разных объектах и явлениях, их признаках, свойствах, раскрывая причинно – следственные связи.
Например (От холода водяные пары превращаются в иней, узоры на окнах. От тепла они тают, превращаются в воду)
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.
Важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Знакомство ребёнка с объектами неживой природы служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.
Познавательная активность ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой лучше развивается и усваивается, как мне кажется, в поисково-исследовательской деятельности. Так как эта деятельность наиболее увлекательна и интересна детям. Они могут сами поучаствовать, потрогать, высказаться, получить море эмоций и впечатлений. Я думаю, что опытно-экспериментальная деятельность очень необходима в дошкольном учреждении.
А теперь хотелось бы продемонстрировать мини опыты в нашей группе.
Почему мини, потом что мы совсем немного времени посвятили этому, но в скором времени обязательно продолжим, ведь это очень интересно.
Первый объект неживой природы- это воздух
Второй – зависимость таяния снега от температуры