МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой»

Булава Мария
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой»

Консультация для педагогов

«Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой»

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой“» размещена в разделах

Каждый ребенок – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Огромный поток информации обрушивается на маленького человека. Каждый день приносит ребенку

что-то новое, интересное, становится понятным ранее неизвестное.

Задача взрослых - помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов

Познавательная деятельность предполагает приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Что такое познавательная активность?

В педагогике активность определяется :

- готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей;

- формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций.

Развитие познавательной активности при ознакомлении дошкольников с неживой природой проводится при комплексном сочетании различных форм работы и видов деятельности детей:

-наблюдение за предметами и объектами неживой природы;

-проведение игр-экспериментов;

-игровая, поисковая, трудовая и музыкальная деятельность.

Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. При выборе темы опытов, проектов, исследований, руководствоваться определенными правилами:

1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком.

Признаки живой природы - рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть). К неживой природе относятся солнце, звёзды, вода, воздух, почва, минералы и горные породы.

Знакомство детей с явлениями неживой природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Усложнение материала происходит по концентрическому принципу (позволяет несколько раз изучать одно и то же явление с постепенным усложнением, что предполагает возвращение к той или иной теме на более сложном витке развития ребенка и усвоение более глубоких естественнонаучных знаний о неживой природе.

В результате у дошкольников расширяется кругозор, развивается любознательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, развивается умение видеть красоту природы, восхищаться ей, желание сохранить её.

При ознакомлении дошкольников с неживой природой, воспитатель дает правильные понятия о разных объектах и явлениях, их признаках, свойствах, раскрывая причинно – следственные связи.

Например (От холода водяные пары превращаются в иней, узоры на окнах. От тепла они тают, превращаются в воду)

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное.

Важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Знакомство ребёнка с объектами неживой природы служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.

Познавательная активность ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой лучше развивается и усваивается, как мне кажется, в поисково-исследовательской деятельности. Так как эта деятельность наиболее увлекательна и интересна детям. Они могут сами поучаствовать, потрогать, высказаться, получить море эмоций и впечатлений. Я думаю, что опытно-экспериментальная деятельность очень необходима в дошкольном учреждении.

А теперь хотелось бы продемонстрировать мини опыты в нашей группе.

Почему мини, потом что мы совсем немного времени посвятили этому, но в скором времени обязательно продолжим, ведь это очень интересно.

Первый объект неживой природы- это воздух

Второй – зависимость таяния снега от температуры

Публикации по теме:

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой»
Опубликовано: 11 июля 2024 в 12:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с объектами неживой природой»» (включая файлы) размещена пользователем Булава Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД