Алексеева Ирина
Консультация для педагогов «Развитие когнитивных процессов как неотъемлемая часть в подготовке дошкольников к грамоте»
▼ Скачать
«От того, как ребёнку будет открыта
звуковая деятельность языка, строение
звуковой формы слова, зависит не
только усвоение грамоты, но и всё
последующее усвоение языка»
Д. Б. Эльконин
Так же известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития».
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие когнитивных процессов как неотъемлемая часть в подготовке дошкольников к грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника.
Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.
Все необходимые умения, знания и навыки наиболее легко и основательно приобретаются в игре, а в дальнейшем, быстрее находят своё практическое применение. Игра – основной и самый любимый вид деятельности ребёнка-дошкольника. Использование игры для обучения детей любого возраста, дошкольников особенно - самый лучший и многократно испытанный способ воздействия. Чтобы сделать процесс обучения более привлекательным, необходимо периодически менять подходы и учебные материалы, пополнять их играми и упражнениями.
Освоение грамоты – сложный и трудоёмкий процесс, часто вызывающий затруднения как у детей, так и у взрослых, которые стремятся как можно быстрее и доступнее приобщить ребёнка к данной теме. Перед дошкольными учреждениями не стоит задача обучения грамоте, но подготовку к освоению грамоты начинают как можно раньше, так как это залог успешности.
Знание звуков и букв, умение читать и понимать смысл прочитанного, а также возможность правильно записывать различные тексты и фразы – это то, что подразумевается нами под понятием «грамотность». Между тем, это сложный процесс, требующий владения рядом навыков. На протяжении дошкольного возраста многие родители, да и педагоги, стремятся облегчить и ускорить этот процесс для своих воспитанников тем, что прикладывают немало усилий для того, чтобы как можно раньше научить их читать и писать. Для этого используется множество методик, начиная с раннего развития (кубиков Н. Зайцева, методика С. Полякова, схемы-модели, слоговые карточки, таблицы и т. д., до различных прописей и букварей.
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы научить своего ребёнка читать и писать до школы. Особенно, если ребёнок проявляет к этому интерес. Но важно помнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Если рассматривать процесс обучения грамоте с психологической точки зрения, то необходимо указать на то, что возможность освоения грамоты включает в себя целый ряд компонентов, которые начинают закладываться ещё на этапе внутриутробного развития и развиваются на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, базовой составляющей развития грамотности детей, так же, как и развития в целом, являются факторы здоровья родителей, благоприятного протекания беременности, родов и условия раннего развития ребёнка.
Большая часть трудностей в овладении грамотностью проявляется в дошкольном возрасте как особенности психологического, эмоционально-волевого, личностного и речевого развития, которые обнаруживают тесную взаимосвязь, а потому нередко сочетаются.
К психологическим особенностям можно отнести уровень внимания, памяти, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация и т. д.
Эмоционально-волевые качества связаны, в первую очередь, с возможностью понимать и владеть различными интонационными характеристиками, регулировать темп и тембр речи. Речевое развитие – это умение различать, прежде всего, на слух, фонемы и их позицию в слове, правильно произносить все звуки, правильно согласовывать слова, понимать структуру слов, фраз, предложений, осознавать и изменять их, образовывать и понимать разнообразные речевые конструкции.
Игры, направленные на развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, способствуют развитию качеств, необходимых и для освоения грамоты, например: «Угадайте, что нарисовано?», «Лабиринты», «Сложи букву из ниток (пластилина)», «Составь букву из частей», «Найди правильную букву», «Дорисуй букву», «Найди отличия». Игры, направленные на развитие ориентации в пространстве листа и графо-моторных навыков: «Скопируй рисунок», «Нарисуй половинку», «Продолжи узор», «Рисуем по клеточкам», «Муха», «Зеркало», и т. д. Периодически необходимо включать речевые игры, такие, как игры со звуками, словами и т. д. Очень важно, чтобы у ребёнка развилось «чувство языка», умение вслушиваться в родную речь и быть внимательным к словам и звукам. Примеров игр таких множество: игра «Назови первый звук в слове» (кольца Луллия, «Найди одинаковый звук», «Кто больше? (Придумайте слова, в которых звук в начале слова, в середине, в конце)», «Анаграммы (придумайте новые слова из этих букв)», «Перевёртыши (на-ши, ши-на)», «Грамматическая арифметика (О+Г+О+ Нь: что получилось)», «Ребусы» и т. д.
Таким образом, дополнив общепринятые приёмы и правила играми на развитие когнитивных процессов, процесс подготовки психических функций к освоению грамоты происходит намного интенсивнее и полноценнее.
Приложение.
Игры для развития слухового восприятия у детей
Тик-так
Попросите ребенка выйти из комнаты. В его отсутствие спрячьте тикающий будильник. Пригласите малыша, завяжите ему глаза платком и предложите найти спрятанные часы, ориентируясь на тиканье.
Домашний оркестр
Дайте ребенку бубен, а себе возьмите два колокольчика — большой и маленький. Продемонстрируйте, как звенит тот и другой колокольчик. Объясните малышу правила: вы звените большим колокольчиком, ребенок в это время может танцевать, передвигаться по комнате. Как только звук колокольчика меняется, то есть, вы позвоните в маленький колокольчик, кроха должен ударить в бубен. Основное условие игры — ребенок не должен видеть, в какой колокольчик вы звоните, поэтому встаньте за ширму или спрячьте руки за спину.
Послушай и похлопай
Прохлопайте ладошами несложный ритм, попросите ребенка повторить его. Разучите несколько ритмов и по обговоренным знакам чередуйте их. Под каждый ритм можно подобрать короткий стишок или словосочетание
Усложняя задание, попросите малыша похлопать в такт песенке, которую вы поете. Напевая одну мелодию, ускоряйте или замедляйте ее темп, при этом следите за изменением в ритме хлопков.
Громче - выше, ниже - тише
Включите негромкую спокойную музыку и в такт ей стучите в бубен. Предложите ребенку сделать небольшую разминку: если звуки бубна усиливаются, малыш тянет руки вверх, чем громче бубен, тем выше тянутся руки и наоборот — с приглушением звука руки опускаются.
Сделай по звуку
Приготовьте разные музыкальные инструменты: колокольчики, дудку, бубен, металлофон и т. п. Предложите ребенку под звуки одного из инструментов делать определенные движения, например, при звоне колокольчика подпрыгнуть, при ударе в бубен присесть, при гудении в дудку наклониться. Поочередно играйте на каждом музыкальном инструменте и следите за выполнением оговоренных заданий. Возможно, малыш захочет поменяться: он играет, вы двигаетесь.
Лес или море?
Прослушайте вместе с ребенком записи различных звуков: шум волн, шелест листвы, пение птиц, голоса животных. Предложите малышу закрыть глаза и предположить, что он слышит. Попросите его обосновать свой выбор. Поинтересуйтесь, какая картинка встает у него перед глазами при воспроизведении той или иной записи.
Поезд
Предложите ребенку отправиться в путешествие на поезде: вы садитесь друг за другом и воспроизводите стук колес в характерном для него ритме. Начиная с медленного и тихого «постукивания», постепенно ускоряйте темп. При достаточно быстром «движении» имитируйте гудок паровоза, после чего «стук колес» постепенно замедляется. При повторном гудке скорость вновь нарастает.
Пойми нас
Дети выбирают ведущего. Он выходит за дверь, а остальные участники игры выбирают фразу из песни или стихотворения, слова фразы распределяются между игроками. Они зовут ведущего и одновременно громко повторяют свои слова. Ведущий, внимательно вслушавшись в хор голосов, должен узнать песню и напеть ее. В игре развивается слуховое внимание.
«Платочек»
Для развития слухового восприятия и умения ориентироваться относительно себя ребенку даются команды, например:
• Возьми платочек в правую (левую) руку
• Положи платочек слева (справа) от себя
• Платочек должен быть сверху тебя
• и т. д.
Для развития умения ориентироваться на плоскости ребенок должен выполнить следующие команды:
• Положи платочек на стол
• Положи платочек под стул
• Положи платочек перед (за) мишкой
• Положи платочек рядом с мячиком
• и т. д.
«Что слышно?»
Развитие слухового восприятия и внимания. Попросите ребенка продемонстрировать, как «разговаривают» разные животные, как заводится машина, как звонит будильник, как стучат каблуки и т. д.
«Кто позвал»
Развитие слухового восприятия. В эту игру надо играть нескольким участникам. Выбирают водящего, он отворачивается. Один из участников игры зовет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его позвал. Если угадает – становится водящим.