Галина Дычаковская
Консультация для педагогов «Разнообразие дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов групп раннего возраста на тему:
«Разнообразие дидактических игр»
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории
Дычаковская Галина Игоревна
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Публикация «Консультация для педагогов „Разнообразие дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Почему так важно сенсорное развитие? Ребенок рождается с готовыми органами чувств: его кожа обладает чувствительностью, у него есть глаза, уши, но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Если опыт сенсорного развития невелик, то это отрицательно скажется на развитии воображения. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное развитие. Основная задача сенсорного развития - помочь НАКОПИТЬ представления о величине, форме и цвете предметов. Задача воспитания и развития детей раннего возраста – подвести к освоению общепринятых сенсорных эталонов, величины, цвета, пространственных и временных отношений.
Сенсорное развитие - это основа формирования познания окружающей действительности.
К сожалению, многие родители, уделяя основное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придет время – всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе.
Но главное в раннем развитии ребенка - не упустить время! По исследованиям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.
Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста являются:
• Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;
• Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. ;
• Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);
• Упражнять в названии свойств предметов;
• Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много);
• Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т. д.);
• Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);
• Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т. п.);
• Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);
• Двигаться за взрослым в определенном направлении.
Для развития и закрепления сенсорных навыков у детей, превращаем любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности ребенка в раннем возрасте.
Не требуя называния фигур, вместе с детьми раскладываем круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники составляя пары на две части по образцу.
Дети начинают знакомиться с понятиями «высокий», «низкий» выстраивая башенки по высоте, сравнивая кукол, пирамидки и т. д.
«Вкладыши». Работа над формированием восприятия формы позволяет ребенку воспринимать форму предмета независимо от его положения, величины, цвета, фактуры материала. Дети во время игр накладывают геометрические фигуры и геометрические тела одни на другие, прикладывают их друг к другу, обводят пальчиками по контуру, ощупывают углы, сравнивают, сопоставляют, находят предметы определенной формы в окружающей обстановке.
Раскладывая мячики, кубики, овощи, фрукты по величине, сталкиваются с формой, дети сталкиваются с формой, тем самым знакомятся с объемными геометрическими фигурами. Малыши еще не соотносят их по форме, но слышат названия, манипулируют ими, пополняя свою пассивную речь.
Работа с геометрическими фигурами начинается с размещения вкладышей разной формы в соответствующие отверстия. Самой игрой предусматривается сначала визуальный выбор формы вкладыша, затем проверка накладыванием, в конечном итоге - вкладыванием. Закрепляем навык прикладывания на составлении пар варежек (сапожек, шапочек) с одинаковым геометрическим узором в соответствующей игровой ситуации, помогая героям, заботясь о них. Вводятся в пассивную и активную речь названия геометрических тел и фигур; дети учатся ориентироваться в них, выбирать однородные предметы по слову и образцу.
Формирование восприятия цвета начинается с соотнесения и раскладывания однородных предметов при выборе из двух. Фиксируем внимание детей на том, что палочки (карандаши, шарики, кубики, пробочки) разные. Предлагаем разложить произвольно лежащие однородные предметы на две группы, группируем первые пары, откладывая предметы одного цвета в одну сторону, другого - в другую. Сопровождаем свои действия прикладывания словами «такой», «не такой», «разные». Далее малышам предоставляем возможность самим разложить оставшиеся предметы «такие» и «не такие» по цвету шарики в разные коробки, разные по цвету конфеты в разные вазы и т. д.
Особое место в жизни малышей занимает развитие тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых ощущений. Так же как и взрослые, они трогают и ощупывают, вдыхают ароматы и запахи, наблюдают и любуются, пробуют на вкус, слушают и имитируют звуки, не замечая, как не только познают окружающую среду, но и развивают, или, как говорила М. Монтессори, «утончают свои органы чувств». Поэтому, когда мы говорим об овощах или фруктах, то стараемся брать не иллюстрации и муляжи, а натуральные фрукты и овощи.
Не обходим стороной также свойства и качества материалов. Рассматривая различные предметы, дети узнают, что они сделаны из различных материалов. Далее предлагаем более сложную игру на развитие тактильных ощущений «Подбери пару». Дети, определяя на ощупь одинаковые таблички с видами различной поверхности, составляют их в пары, при этом привыкая к новым прилагательным: «гладкая», «шершавая» и т. д.
Изучаем свойства воды, подключая зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые анализаторы. Рисование продолжает опыты по изучению свойства воды - растворимости (окрашивание стаканчиков с чистой водой в разные цвета акварели). Для определения предметов на ощупь предлагаем детям такие игры как «Волшебный мешочек», «Волшебный сундучок», ящички.
Развивая мелкую моторику рук, дети постоянно испытывают тактильные ощущения: пересыпают песок, играют с водой, сортируют камушки, пуговки, ракушки, нанизывают бусины на веревочку, перебирают каштаны, желуди, орехи; упражняя слуховые анализаторы, слушают шумовые игрушки (погремушки, бубны и т. д. ; определяют на слух по шуму в коробке предварительно показанные предметы; складывают, рвут, мнут, лепят и т. д. Дети совершают свои действия под наблюдением воспитателя или вместе с ним. Размеры предметов для экспериментирования предоставляем детям согласно технике безопасности.
Актуальным на данный момент является вопрос внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. В настоящее время акцентируем свое внимание на внедрении ИКТ в процесс математического развития своих дошколят.
Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».