Нонна Демидова
Как помочь ребёнку избежать трудностей в школьном обучении
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ИЗБЕЖАТЬ ТРУДНОСТЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием ребенка. Речь является одной из важнейших функций человека. Основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции при формировании тесно связаны: ребенок не только получает информацию, но и усваивает ее. Речь так же является и средством регуляции высших псх функций человека. Регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного периода и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Сформированная регулирующая функция речи приводит к возникновению у будущего школьника способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.
Публикация «Как помочь ребёнку избежать трудностей в школьном обучении» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Важно, чтобы перед поступлением в школу дети как можно наиболее полно овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Очень важным для ребенка становится правильное произношение всех звуков родного языка тогда, когда он начинает овладевать грамотой, то есть читать, а в дальнейшем и писать. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут, в основном, так, как говорят, поэтому среди неуспевающих детей (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент с нарушением фонетической стороны речи – фонематического восприятия. (Фонема – звук. Не надо путать с биологическим слухом). Кроме этого, нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не разделяет) близкие по звучанию звуки. В этом случае появляются затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры: перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных. Из-за этой несформированности ребенок будет неподготовлен к овладению звуковым анализом и синтезом, т е к чтению, а в дальнейшем значительно затруднит процесс письма.
Уровень сформированности фонематического слуха напрямую зависит от словарного запаса будущего школьника. Обиходный словарь не пополняется словами, если те содержат трудноразличимые звуки. И ребенок по своему словарному запасу начинает значительно отставать от своих сверстников.
По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги ( особенно если в сочетании со следующим словом они образуют стечение согласных: «в воде») или безударные окончания слов ребенком не воспринимаются. В школьном обучении это отражается на письме. Вот к каким серьезным последствиям приводит своевременно не выявленное и комплексно не устраненное неправильное звукопроизношение. Комплексный подход подразумевает не только логопедическую коррекцию, но и систематическое включение ребенка в музыкальную, изобразительную деятельности, конструирование.
В процессе музыкальной деятельности у ребенка развивается кроме музыкального слуха и фонематический, активируется внимание, при развитии основных движений даются упражнения на развитие мелких мышц. При этой деятельности так же широко используется упражнения на восприятие ритма, ориентировку в пространстве, распевки способствующие развитию координации голоса и дыхания.
Учеными отмечено, что недостаточность пространственных представлений сказывается в том числе и на восприятии и воспроизведении последовательностей элементов слова. То есть нарушения звуко - слоговой структуры. Современные данные ученых нейропсихологов говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность таких процессов как письмо, чтение, счет и т д. Для успешной ориентировки в пространстве ребёнку необходимо овладеть следующими пространственными категориями: знание направлений пространства, умение определять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта. У ребенка дошкольного возраста формирование пространства происходит в продуктивных видах деятельности: рисовании и конструировании. Занимаясь изодеятельностью происходит и усвоение плоскостного пространства, что несомненно, поможет ребенку при работе в школьной тетради.
Подведя итог можно сказать, что к началу школьного периода ребенок должен владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. И при комплексном подходе можно достичь лучшего эффекта.