Виктория
Консультация для педагогов «Профессиональное выгорание педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональное выгорание педагога : причины, диагностика, профилактика одной из серьезных проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогических работников. Проведенные исследования показали, что ему чаще всего подвержены люди старше 34 – 42 лет. Это связано с тем, что к данному периоду они накопят достаточный педагогический опыт, собственные их дети подрастут и не будут занимать столько времени. Казалось, надо ждать резкого подъема в профессиональной сфере, но наблюдается явление совсем противоположное. У педагогов пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость и заметно снижается энтузиазм в работе. Возникают ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Происходит то, что такие люди меняют профессию, уходят из образования и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с детьми. Одной из главных причин в плане появления эмоционального выгорания стоит назвать заниженную самооценку, а также ситуации социального сравнения. У педагогов начинает возникать чувство необходимости делать все лучше других, так появляются трудоголики. Также причинами профессионального выгорания могут стать и неэффективный стиль руководства, и работа педагога в условиях дефицита времени, что может привести к физической усталости. Отсутствие сплоченности коллектива также может послужить причиной профессионального выгорания. Отсюда можно сделать вывод, что чаще всего эмоциональному выгоранию подвержены педагоги, которые стремятся быть замеченными или, наоборот, которые стараются остаться незамеченными вовсе. Среди причин эмоционального выгорания может быть страх сделать в своей работе ошибку, а, следовательно, показаться некомпетентным перед другими, у педагога пропадает желание работать, если ему кажется, что его заслуги занижают. Чтобы не потерять талантливого педагога, нужно постараться запомнить стадии профессионального выгорания, чтобы вовремя предотвратить его. Так повышенный контроль и многократное выполнение определенных действий из-за боязни ошибиться характерно для первой стадии. Уже тогда возникает ощущение нервнопсихической напряженности. Если начинает снижаться интерес к работе, стремление к уединению и апатия, раздражительность, то можно говорить о том, что педагог находится на второй стадии профессионального выгорания. В этот момент надо не упустить момент и постараться, чтобы все не перешло в третью стадию собственно личностного выгорания. Для этой стадии характерно полное безразличие не только к работе, но и жизни вообще. Создается впечатление постоянного отсутствия сил. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления. Важным моментом профилактической работы является осознание педагогом существования проблемы выгорания в сфере «человек-человек». Педагог должен быть уверен, что его понимают. Далее с помощью мотивирующей подготовки следует уделить внимание осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, боязни сделать ошибку, не достигнуть успеха. Третий этап профилактической работы следует посвятить накоплению ресурсов для изменения. Основным здесь должна стать организация системы публичных поощрений педагогов. Неотъемлемой частью является работа по сплочению коллектива, и только после этого переходить к проведению тренингов, направленных на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости. Не стоит надеяться только на помощь психологов и коллег. Необходимо каж ому педагогу заботиться о себе, прибегая к приемам саморегуляции, которая позволит восстановить свою эмоциональную сферу, активизировать деятельность. Не стоит сбрасывать со счетов и ресурсы, противодействующие выгоранию. К ним относятся как внутренние (личностные, так и внешние (социальные). Умения и навыки, знания и опыт дают человеку возможность быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворённым качеством своей жизни. Всё это относят к ресурсам личности. Ключевым ресурсом противодействия выгоранию считают способность личности к смыслотворчеству. Из вышесказанного можно сделать вывод, что профессиональное выгорание – это не только эмоциональное истощение, но и физическое и умственное, когда организм человека уже перестает реагировать на психотравмирующее воздействие. Это случается, когда уже достаточно накоплен негативный опыт, при этом не происходило никакой разрядки или освобождения. Это поэтапный процесс, который соответствует этапам стресса: напряжение-сопротивление-истощение. Соответственно каждому этапу развития профессионального выгорания возникают отдельные его симптомы, которых на данный момент насчитывается более ста. Среди них выделяют симптомы психосоматического уровня, симптомы проявления личностных особенностей. На педагога и его профессиональное выгорание влияет комплекс факторов, но ни один сам по себе не может его вызвать, только их совокупность. Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, осла бить или исключить возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам. Список литературы: 1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.
Публикация «Консультация для педагогов „Профессиональное выгорание педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2008. – 336 с.
3. Маслач К. Профессиональное выгорание : как люди справляются. Практикум по социальной психологии К. Маслач. – СПб. : Питер, 2001. – 528 с.