Наталия Иванова
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Наталия Владимировна воспитатель
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов
Цель: распространение педагогического опыта.
Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с произведениями русских народных сказок.
В народном сознании издревле большое место занимали представления о стыде, совести, доброте, справедливости, правде. Поэтому я считаю, что приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. Здесь мне на помощь приходят русские народные сказки.
Свою работу я начала с того, что выявила степень знаний детей о русских народных сказках.
Цель: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок.
Задачи:
1. Формирование первоначальных представлений у детей о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа.
2. Воспитание устойчивого интереса к русской народной культуре через сказки.
3. Знакомство детей с иллюстрациями к русским народным сказкам.
4. На примере героев русских народных сказок способствовать развитию у детей лучших черт русского характера как доброта, терпение, дружелюбие, любовь, послушание, трудолюбие, уважение к родителям и т. д.
5. Создать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, театральную, игровую деятельность, связанную с сюжетом сказок.
6. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми: беседовать, читать книги, гулять и т. д.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек - матерей.
Во время чтения русских народных сказок я демонстрировала детям иллюстрации и картины к ним. Вела беседы о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей с целью формирования нравственных качеств. При рассказывании сказок выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках. Ребята с большой радостью слушают в записи музыкальные сказки.
В группе была создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей группы. В книжный уголок подобрали русские народные сказки с красочными иллюстрациями в соответствии с Программой. Детям на выбор предложены дидактические и настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок с различными заданиями (лото, пазлы, разрезные картинки и др.).
Я обыгрывала с детьми различных сказочных героев с использованием ряженья (маски, сарафаны, шапочки ит. д., где каждое выразительное движение сопровождала меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая. Во время пересказа сказок побуждала детей к интонационной выразительности диалогов между персонажами. Таким образом, дети передавали свое отношение к вновь прочитанным и уже известным сказкам.
Для формирования образов сказочных героев были организованы разные виды художественной деятельности (аппликация «Сказочная избушка», лепка «Животные из разных сказок», рисование «Зайчик», «Медведь», «Птичка»). Для раскрытия творческих способностей и дальнейшего обыгрывания сюжета, дети конструировали «Домики для зайчика и лисы».
Для пополнения развивающей предметно-пространственной среды (РППС) изготовила ряд дидактических игр и пособий: «Волшебные бусы», пальчиковый театр «Репка», «Животные», кукольный настольный театр из бросового материала «Сказочные жители», «Гуси-лебеди», дорожка здоровья (следочки, кочки, лужи, д/и «Пернатые друзья», «Угадай» и др. Оформила папки: «Народные подвижные игры», «Физкультминутки». Сделала подборку потешек, пальчиковых игр, утренней гимнастики по сказкам для детей младшего возраста. Вместе с родителями изготовили мышек на каждого ребенка, своими руками. А также пополнили театр сказками: «Кот в сапогах», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Колобок».
Родители постоянно принимают участие в изготовлении костюмов к праздникам, участвуют в различных конкурсах и выставках. В настоящее время приняли активное участие в создании «Музея посуды».
При работе с родителями были проведены:
- Индивидуальные беседы;
- Консультации на тему : «Развитие у детей личностных качеств», «Почитайте ребенку сказку» и другие.
Привлечение родителей к помощи в изготовлении костюмов, атрибутов.
Также в своей работе использую театрализованные игры для детей :
Игры в кукольный театр - настольный театр, театр на руке, напольные игры.
Игры-драматизации - инсценировка потешек, инсценирование песен, инсценирование русских народных сказок, творчество детей.
Театрализация русских народных сказок - на праздниках, развлечениях.
Работа над опытом велась в течение трех лет с постепенным усложнением подачи материала.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: система, организованная в ДОУ, направленная на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщении его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, даёт положительные результаты. Данную работу следует продолжать, находя новые методы, приёмы, опираясь на созданную и апробированную систему занятий.