Екатерина
Консультация для педагогов «Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»
Втюрина Екатерина Андреевна
Воспитатель первой младшей группы «Капелька»
Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает :
Публикация «Консультация для педагогов „Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
*становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки к школе;
*Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем.
*формирование специфических способов познавательной деятельности : навык экспериментирования; развитие интеллектуальных операций, (формирование основ логического мышления);
*развитие речи, как средства передачи информации и активации мышления;
*Развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире. О живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь формируются индивидуальные интересы.
Дети начинают не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получают более точные представления об их свойствах и взаимосвязях (твердый - мягкий, сухо-мокрый, холодный - теплый, чистый - грязный, длинный-короткий и т. д., а также о расположении предметов пространстве (в, на, под, из, высоко-низко, далеко-близко, их количестве (один, много, мало, особенностях движения (быстро, медленно; вперед-назад, и динамических свойствах.
На третьем году жизни в три раза увеличивается число высказываний, в котором дети хотят уточнит цель, причину, следствие заинтересовавших их ситуаций.
В познавательном развитии ребенка третьего года жизни, при условии целенаправленной педагогической работы, происходят значительные изменения, которые выводят его на более высокий уровень сравнений и обобщений, а следовательно, умственного развития.
Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Живые объекты – природа.
*различение живого и неживого,
*бережное и уважительное отношение к живому;
*представление о правилах безопасного поведения.
Продолжать расширять знания детей об окружающем:
* о человеке: его внешних физических особенностях (у каждого человека есть голова, руки. ноги, лицо; на лице - да глаза, нос, рот и т. д.); о его физических эмоциональных состояниях (проголодался-насытился; устал-отдохнул; заболел-вылечился, опечалился- обрадовался; заплакал-засмеялся и т. д.,
*о деятельности близких ребенку людей.
("Мама моет пол", "Бабушка вяжет носки", "Дедушка читает газету", "Брат рисует", "Папа помогает маме" и т. д.);
*о предметах, действиях с ними и их назначении.
( предметы домашнего обихода: одежда, посуда, мебель и т. д.); игрушки, орудия труда: веник, метла, лопата, ведро, лейка и т. д.);
* о живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т. д.); живой мир (домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т. д.) и их детеныши (котенок. щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок и т. д.); Животные обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т. д.); птицы (воробей, ворона, голубь и т. д.);
* о явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой-холодно; зимой- метель, снег, лед; летом-жарко; весной- тепло; светит солнце; тает снег; бегут ручьи; весенняя капель; осенью-ветер, холодный дождь; сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях желтеют листья и опадают, листопад, вянет трава; зимой деревья без листьев;
Весной начинает зеленеть трава, появляются первые цветы-подснежники; на деревьях появляются первые листочки и т. д.)
* о погодных явлениях и отношении к ним людей: (дождь-сыро, гулять нельзя; ветер- необходимо теплее одеваться; летом при жарком солнце-надевают панаму; летом- теплый дождь, лужи, радуга; летом не надевают теплую одежду, потому что жарко; зимой холодно-люди надевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть и т. д.).
Развивать в детях гуманистические чувства: доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.
Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми социальными зависимостями, связанными с профессиями (доктор лечит. Шофер водит машину. Парикмахер стрижет волосы; повар варит; дворник подметает и т. д.); транспорт - средство передвижения (машина, автобус, праздники. Знакомя детей с окружающей действительностью, взрослый не только решает образовательные задачи, но и воспитательные задачи: формирует основы нравственного поведения в кругу сверстников: побуждает к проявлению внимания и сочувствия.
Детей начинают знакомить с профессиями. Вначале их внимание привлекают к труду людей, работающих в детском учреждении (повар, доктор, прачка, плотник, шофер и т. д.)
После 2,5 лет детей можно повести на экскурсию в помещение прачки, на кухню, в кабинет врача); показать орудие труда, с помощью которых эти люди осуществляют свою профессиональную деятельность ( например: у врача -трубочка для прослушивания больных). Особый интерес у детей вызывает животный мир. Взрослый продолжает знакомить их с окружа-ющим, расширяя представления о животных. Он учит различать и называть не только часто встречающихся домашних животных, но и их детенышей.
Дети начинают усваивать значение домашних животных в жизни людей; корова дает молоко, лошадь перевозит грузы, куры несут яйца и т. д. Важно научить ребенка при наблюдении животных, выделять их наиболее яркие, характерные особенности у коровы, козы- рога; у петуха- красный гребешок; у слона-длинный хобот; у зайца-длинные уши; и т. д. Это необходимо еще и потому, что детям легче подметить различия, чем сходства в облике животных. Именно поэтому они путают внешне схожих животных и птиц и только после неоднократных наблюдений, после вычленения специфических особенностей и ярко проявляющихся повадок начинают правильно их называть.
На третьем году жизни дети практически познают, закон жизни : для живых существ необходимы п ща, вода, тепло; все живые существа имеют глаза, передвигаются в пространстве и т. д.
Формируются первоначальные представления об овощах, как огородных культурах и продуктах для человека. Ознакомление с ними начинается с целевых прогулок на огород, где дети видят выращенные овощи, узнают об особенностях их произрастания (репа и морковь растут в земле, а зелень на грядке и т. д.) Главное -учить детей не только рассматривать растения, а сравнивать, замечать различия. Это способствует формированию первых обобщающих понятий («овощи»,» фрукты»,» цветы» и др.).
Внимание детей следует обращать на цвет, форму овощей. От отношения окружающих, взрослых к познавательной активности ребенка, от того насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.