Людмила Ковалёва
Консультация для педагогов «Подвижная игра как основа двигательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребё нка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.
Публикация «Консультация для педагогов „Подвижная игра как основа двигательной активности“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Соблюдение рационального двигательного режима помогает обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Забота о здоровье ребенка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребё нка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности. Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, физических способностей детей.
К организационно - оздоровительным задачам относятся такие виды деятельности как: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультурные минутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастика после дневного сна, закаливающие процедуры, самостоятельная двигательная активность.
Первое место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основной форме обучения двигательным навыкам, развитию физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта, формированию у воспитанников потребности в двигательной активности.
Второе место в двигательном режиме принадлежит утренней гимнастике, физкультурным минуткам на занятиях, подвижным играм, физическим упражнениям во время прогулок, гимнастике после сна, закаливающим мероприятиям.
1. Утренняя гимнастика состоит из разных видов ходьбы и бега, различных видов общеразвивающих упражнений, которые развивают, укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног.
2. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п., обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Физкультминутки на занятии представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления детей, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе занятия, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.
3. Организация различных физических упражнений и подвижных игр на прогулке оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проведения товарищеских чувств, взаимопомощи. Выполнение двигательной активности во время прогулке укрепляет здоровье, усиливает эффективность выполнения заданий, повышает уровень психофизических качеств детей.
4. Основная цель гимнастики после сна - поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика, ходьба по «тропе здоровья» (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, выполнение упражнений с тренажерами. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрасным обливанием рук, ног. В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Необходимо обогащать предметно развивающую среду в группах для повышения двигательной активности детей. Среда должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием из бросового материала. Массажёр «Орешки» состоит из плотно нанизанных на леске (длина 21 см) капсул «киндер-сюрпризов», по бокам две ручки. Тренажёр «Ловишка» изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 до 1см) с капсулой от «киндер-сюрприза» на конце. Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнение упражнения регулируется длиной лески. Тренажёр «Попади в кольцо» деревянное кольцо (диаметр – 40см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5м от земли. К кольцу привешивается тесьма (около 2м) с мягким шариком. Ребенок должен попасть шариком в кольцо. Участников игры может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: участники игры должны не только бросать, но и ловить. «Лыжи» изготавливаются из пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребенок, надев «лыжи», выполняет скользящие движения, имитируя лыжника. «Напольные шашки» полотно 1 на 1м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки, лежа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.
Для ребенка четвертого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры. Для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех и двухколёсные велосипеды, машины с педальным управлением, способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице.
В старших группах (для 5-6-летних детей) широко используют спортивные игры – городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, теннис и другое. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом.
Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход. В течении времени можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды деятельности, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.