Анастасия Смирнова
Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия воспитателей с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетенции в вопросах педагогической психологии
Задачи:
1. Ознакомить с основными фразами, влекущих за собой детскую депривация.
2. Дать рекомендации по работе с воспитанниками.
Основная часть:
Сегодня мы поговорим о наших взаимоотношениях как с воспитанниками, так и с собственными детьми. А именно о стилях нашего общения с ними. Для меня слово «воспитатель» является синонимом слова «человек, с большим сердце». Но порой в силу усталости или отсутствия понимания мы можем негативно влиять на детей. Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми фразами. Эти фразы передаются из поколения в поколение, слетают с языка легко и незаметно, и часто наносят серьезный ущерб формированию личности ребенка, причем фраза на первый взгляд может выглядеть совершенно безобидной.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Взрослый для ребенка это авторитет, царь и бог в каком - то смысле. И все слова, что мы произносим они воспринимают буквально. Сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть классификации фраз, негативно влияющих на психоэмоциональную сферу ребенка.
1. Фразы, которые предполагают пространственное изгнание.
Примеры фраз:
«Будешь баловаться, в другую группу отведу»;
«Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».
Такие фразы воспитатели используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение – обещают отвести в незнакомое ему помещение. При этом помещения могут быть не только страшными (кабинет медсестры, заведующей, но унизительными – туалет, кладовка. Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, и подобные неосторожные фразы могут привести к развитию у них страхов.
Рекомендация. Ведущие и наиболее уязвимые в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности ребенка в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателям следует исключить фразы данной группы из общения с детьми.
2. Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.
Примеры фраз:
«Посмотри, на кого ты похож…»;
«С таким мальчиком никто не будет дружить»;
«Не занимаешься – будешь глупым»;
«В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».
Фразы данной группы – оценочные. Они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог : «Взрослый же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.
Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, следует избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. В дошкольном возрасте нормативная, здоровая самооценка у детей завышенная, поэтому воспитатель должен разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации.
3. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.
Примеры фраз:
«Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты превратишься!»;
«Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из сaдика»,
«Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким».
Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.
Запугивания едой также оказывают негативное воздействие на детей: приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.
Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…».
4. Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения.
Примеры фраз:
«Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика);
«Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?»;
«Настоящие мальчики не плачут».
Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.
Рекомендация. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.
5. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.
Примеры фраз:
«Все делают нормально, ты один ничего не можешь»;
«Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!»;
«Из какого места у тебя руки растут?»;
«С чего ты решил, что тебе разрешат?».
Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказываться от своих увлечений. Между тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.
Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!»
6. Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.
Примеры фраз:
«Мне маме рассказать, что произошло?»;
«Ну что, будем папу расстраивать?»;
«Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».
Подобные высказывания опасны по многим причинам. Они пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания.
Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность воспитателя брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.
Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.
7. Фразы, в которых используются пугающие персонажи
Примеры фраз:
«Не перестанешь кричать, вызову милиционера (чаще, чем полицейского)»;
«Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»;
Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.
Рекомендация. Педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.
8. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей
Примеры фраз:
«Стой на месте»;
«Зaмри!»;
«Перестань крутиться».
Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Если воспитатель постоянно одергивает ребенка, запрещает двигаться, это может сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву.
Рекомендация. Чтобы остановить или затормозить чрезмерную двигательную активность ребенка, воспитатель должен направить ее на конструктивное движение : «Давайте все дружно отжиматься», или «Возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями». Исключение – гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания, в работе с которыми необходим комплексный подход и участие педагога-психолога.
Рекомендации педагогам : особенности построения фраз (обращений) :
О чем тебе нужно помнить? Применять вместо: «Будь осторожен!»
Пожалуйста, говори спокойно. Применять вместо: «Не ори!» или «А ну-ка, тихо!»
Сделаeшь сам или мне помочь? Применять вместо: «Я три раза повторила, а ну быстро делай!»
Чему тебя научила эта ошибка? Применять вместо: «Позор какой!» или «Надо было думать прежде, чем делать!»
Пожалуйста, … Применять вместо: «Хватит!» и «Прекрати!»
Мы на гонках сегодня, поэтому надо бежать быстро! Применять вместо: «Поторопись!» и «Мы уже опаздываем!»
Сейчас идем или через 10 минут? Применять вместо: «Пошли уже!» Пример: «Ребята, пойдем сейчас или еще поиграете 10 минут, а потом пойдем?»
Уважай себя и других. Применять вместо: «Веди себя нормально!» Пример: «Когда пойдешь на батут, помни, что нужно уважать себя самого и других людей».
Умей работать в команде Применять вместо: «Не командуй!» и «Никто не захочет с тобой играть, если ты будешь себя так вести!» Пример: «Ты — прекрасный лидер. Помни сегодня, что нужно уметь работать в команде. Задавай вопросы своим друзьям вместо того, чтоб раздавать им приказания, и давай другим побыть лидерами тоже».
Мне хотелось бы, чтобы ты… Применять вместо: «Прекрати делать то-то» и «Нельзя делать то-то».
Можно поплакать. Применять вместо: «Не будь как маленький!» или «Не реви!»
Используемая литература
1. Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П, Клушина Н. П. «Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом». – М. : «Книголюб», 2004.
2. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. - СПб. : Изд-во «Речь», 2007.