Старикова Вера
Консультация для педагогов «Особенности становления предметной деятельности у умственно отсталых детей в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности становления предметной деятельности как ведущей психической деятельности у умственно отсталых детей в раннем возрасте
Основными показателями развития детей раннего возраста и важнейшими его достижениями при нормальном развитии являются:
1) овладение ходьбой (прямохождение);
2) развитие предметной деятельности;
3) развитие речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности становления предметной деятельности у умственно отсталых детей в раннем возрасте“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
В начале второго года жизни нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить. Овладение ходьбой оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребёнка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии – этап овладения окружающим предметным миром. Получив относительную независимость от взрослого, ребёнок осваивает «дальнее» пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, которые раньше оставались для него недоступными. Он познаёт на практике направление и отдалённость в пространстве, свойства многих предметов. В результате начинается бурное развитие предметной деятельности.
Не всякое действие ребёнка с предметом – предметная деятельность. Предметным действием называется только такое действие, где предмет используется в соответствии с его функциональным назначением. Так, например, если ребёнок берёт в руки ложку и стучит ею по столу, то это не является предметным действием, а представляет собой манипуляцию с предметом, так как функция ложки – другая. Предметным действием будет только еда ложкой.
Что происходит в этот период у умственно отсталых детей?
Подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. У многих из них с овладением ходьбой появляется «полевое поведение», которое можно принять за интерес к окружающему предметному миру : дети хватают в руки всё, что попадает в их поле зрения, но тотчас же бросают эти предметы, не проявляя интереса ни к их свойствам, ни к их назначению. Многие из них бросают и те предметы, которые взрослый вкладывает им в руки.
На основе овладения предметными действиями у нормально развивающихся детей на втором году жизни возникает, а на третьем становится ведущей предметная деятельность. Как и всякая ведущая деятельность, она способствует психическому развитию ребёнка в целом – развитию моторики, восприятия, мышления, речи.
Не все предметные действия одинаково влияют на развитие ребёнка. Наибольшее влияние на развитие восприятия и мышления, а затем и речи ребёнка оказывают так называемые соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия – такие действия с предметами, в которых ребёнок должен привести один предмет в соответствие с другим, или одну часть предмета в соответствие с другой. При этом всегда приходится опираться на какие-либо признаки, свойства предметов. Например, чтобы закрыть коробочку, нужно подобрать к ней крышку по величине и по форме. При совершении таких действий идёт развитие восприятия и мышления. На этом принципе – принципе соотносящих действий – основаны все известные нам дидактические игрушки.
Орудийные действия – это действия с предметами-орудиями, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы. Орудия позволяют выполнять такие действия, преобразования, которые без них были бы невозможны (ложка, вилка, карандаш, сачок, молоток, топор, нож, ножницы, иголка и т. п.). При использовании орудия действия руки ребёнка подчиняются логике употребления орудия, так как в самом устройстве орудия зафиксирован общественно выраженный способ его употребления. Если свойства предметов, с которыми ребёнок манипулирует или совершает соотносящие действия, могут быть познаны ребёнком в личном опыте, то способ употребления орудий должен быть усвоен от взрослого. Овладение орудийными действиями связано с учётом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребёнка, приобщения его к жизни в социальной среде.
В период становления предметной деятельности у нормально развивающихся детей не только интерес к внешнему виду каждого предмета, но и желание выяснить его назначение и способ употребления (ориентировка типа» Что с этим можно делать?»
Поэтому дети этого возраста начинают длительно действовать с каждым предметом, который попадает им в руки. У них возникает на этой почве интерес к названиям самих предметов и действий, которые с ними можно производить.
У умственно отсталых детей раннего возраста предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе и игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. У них нет не только ориентировки типа»Что с этим можно делать?», но и более простой ориентировки типа «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предмета, но в действительности ребёнок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначение предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями.
Неадекватными действиями называются такие действия, которые противоречат логике употребления предмета, вступают в конфликт с ролью предмета в предметном мире. Например, когда ребёнок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; стучит куклой по столу; в маленький гараж пытается засунуть большую машину и т. п. Такие действия ничего не прибавляют к познанию. Наличие неадекватных действий – характерная черта умственно отсталого ребёнка. Действия умственно отсталых детей с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких нормально развивающихся детей, но перемежаются неадекватными действиями, для обычных детей не характерными.
Отсутствие целенаправленной деятельности, вербальное (словесное) обозначение цели при отсутствии её достижения, равнодушие к результату деятельности, неадекватные действия – всё это черты, отличающие деятельность умственно отсталого ребёнка раннего возраста от деятельности нормального ребёнка.
Такой уровень развития действий с предметами не позволяет говорить о тенденции к развитию подлинной предметной деятельности, тем более о том, что эта деятельность может в ближайшем будущем стать ведущей.
Не формируются и другие виды детской деятельности – игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни.
В то же время у некоторых умственно отсталых детей появляется желание «сотрудничать» со взрослым, выполнять его требования, а также попытки подражания, которые в дальнейшем могут стать основой для возникновения более осмысленных действий с предметами.