Марина Куянова
Консультация для педагогов «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Огород на подоконнике»
Закончилась зима. Весело шагает весна-красна. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок.
Организация огорода на подоконнике не только безумно весёлое дело, этот процесс развивает ребё нка во многих направлениях:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Огороды на подоконнике
- Темочки
• Ребёнок видит, как формируется растение, усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.
• Малыш учится ухаживать за растениями, выполнять определённые обязанности каждый день, нести ответственность: поливать, рыхлить, собирать.
• Мини-грядка помогает развить наблюдательность, т. к. ребёнок замечает мельчайшие изменения в посадках.
• Малыш выполняет полезное взрослое дело с мамой – сам делает бороздки, сам раскладывает семена, сам зарывает и поливает, это повышает его самооценку.
• Происходит развитие речи, т. к. мама рассказывает про новые растения и при посадке и всё комментирует и мотивирует ребёнка описывать свои действия.
Подготовка мини-огорода
Чтобы начать огородничать с дошколятами нужно подготовиться:
• Придумайте вместе с ребенком, каким вы хотите видеть свой огород на окошке : классический огород с чучелом, птицами и бабочками; домик в деревне, а вокруг грядки, курочки, поросята; городок из лего с клубами и скверами; настоящую ферму. Вариантов множество. Потом можно предложить ребенку воплотить идею на бумаге - нарисовать будущий огород. Так ребенок яснее представит общую композицию и детали.
• Подготовите подходящую землю и семена
• Подберите горшочки для посадки или сохраните несколько молочных пакетов (в них нужно проделать дырочки и найти поддончики). Горшочки можно украсить – приклеить глазки, носики и ротики, тогда сверху отрастёт зелёная шевелюра;
• Освободите безопасное место на подоконнике, чтобы ребёнок имел к нему доступ;
• Не забудьте про маленькие инструменты и леечку;
• Приготовить строительный скотч и маркер для того, чтобы подписать горшки, или специальные таблички.
Какие растения выбрать для посадки?
Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия:
1. Это должны быть представители флоры, у которых быстро появляются всходы, т. к. ребёнок не будет наблюдать за пустым горшком две недели. Одновременно нельзя посадить, например, редиску, т. к. плодов на подоконнике она не даст, хоть и взойдёт в короткие сроки.
2. Растения не должны нести потенциальную опасность для ребёнка – не вызывать аллергию и не быть ядовитыми (например, всеми любимая рассада томатов имеет острый запах и может вызвать сильную аллергическую реакцию; сажать с малышом бархатцы тоже не стоит, т. к. у них ядовитый сок).
3. Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.
4. Огород на подоконнике прежде всего должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5. Предлагаю примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.
5. Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старших и подготовительных – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
6. Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
7. За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
Работа по организации огорода на окне будет успешнее, если ее проводить поэтапно.
1. Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.