Жанна Лыткина
Консультация для педагогов «Обучение детей творческому рассказыванию»
▼ Скачать +Заказ
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
Много говорить и много сказать
не есть одно и то же
Софокл
[b
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ.
[/b]
Во второй младшей группе:
чтение русских народных сказок;
обогащение словарного запаса (игры и упражнения: «Угадай и назови», «На что похоже», «Кто как кричит?», «Кто как передвигается?»);
разучивание с детьми: песен, потешек, закличек;
совместное пересказывание знакомых сказок;
использование настольного театра.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение детей творческому рассказыванию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
В средней группе:
чтение сказок и рассказов, с последующим обсуждением;
придумывание начала (конца) знакомой сказки;
изменение содержания сказки: «Покатился колобок по дорожке и прикатился в детский сад?»
совместное рассказывание, и придумывание сказок (рассказов) с детьми.
В старшей группе:
чтение произведений и их обсуждение;
рассказывание сказок (рассказов) вместе с воспитателем по наводящим вопросам, т. е. воспитатель «сочиняет» вместе с детьми;
придумывание реалистических сюжетов (продолжения и завершения рассказа);
придумывание рассказов по плану, предложенному воспитателем (завязка, ход события, кульминация, развязка).
В подготовительной к школе группе
задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Вспомогательные вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, которые помогают сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.
В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.
Затем переходят к придумыванию рассказа на самостоятельно выбранную тему, например, придумать рассказ об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке. Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.
«ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ» --
условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе. Творческое высказывание выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц.
ФОРМЫ «ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ»
1) Творческое сочинение по картине (предмету).
2) Контаминация на темы художественных произведений, т. е. возникновение нового, путём объединения элементов, выражений или форм, чем-нибудь сходных.
Составление рассказа или сказки на определенную тему по плану воспитателя и без него;
Составление рассказа с добавлением последующих и (или) (предшествующих) событий;
Составление рассказа с заменой (добавлением) действующего лица;
Составление рассказа с добавлением (заменой) объектов;
Составление рассказа от имени героя (объекта);
Составление рассказа с изменением результата действия;
Составление рассказа со сменой времени действия.
3) Свободное сочинение сказок и рассказов.