Валентина Юрьевна Иванцова
Консультация для педагогов: «Нужно ли слушать с детьми классическую музыку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Нужно ли слушать с детьми классическую музыку?
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим) слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. А ведь все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадо-ваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверное, хотят видеть своего ребёнка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства. Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии в юношеском и в более взрослом возрасте.
Публикация «Консультация для педагогов: „Нужно ли слушать с детьми классическую музыку?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка. В результате общения с музыкой детям передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки: благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное от-ношение к миру. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шуберта, П. Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на умственное развитие и физическое оздоровление. Научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам, педагогам, необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала. Однако следует отметить, что эстетические чувства не даны ребёнку в готовом виде с рождения. Являясь сложным психическим образованием, они формируются в течении всей жизни человека и развиваются параллельно накоплению жизненного опыта и познанию окружающего мира. Само по себе эстетическое чувство развиваться не способно и его воспитание требует особых подходов, учитывающих возрастные особенности развития детей. Вот поэтому необходимо развивать способность к восприятию музыки, которая является основой возникновения сопереживания художественному образу. Только благодаря этому дошкольник может открыть для себя увлекательный мир образов музыки, осмыслить их жизненный смысл, вырасти чутким и отзывчивым человеком.
Что же побудило меня заняться заявленной проблемой?
В современном педагогическом мире остро стоит вопрос музыкального восприятия детьми. В детском саду работаю 37лет и могу с точностью сказать, что не все ребята интересуются музыкой, многие новенькие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, отвлекаются, не запоминают музыкальные произведения. Разнообразие современной музыки, не несущей никакой ценности и смысла слушания и при этом отдаление слушателей от классической музыки из-за сложности её музыкального языка, и привело меня к идее изучения методов и приемов.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, в непосредственной образовательной музыкальной деятельности в детском саду. Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. Приобщить ребёнка к миру искусства задача очень сложная, но важная и интересная.
Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. А исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях, знаниях и умениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошколят. Организация и проведение НОД - встреч детей с произведениями классической музыки значительно обогащает их не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом развитии.
Живая классическая музыка оставляет яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, знакомит с его эталонами, создает мотивацию к занятиям классическим искусством, способствует формированию начал музыкальной и художественной культуры, поможет преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса. Приобщение детей к слушанию классической музыки необходимы в наше быстротечное время, что способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы внутренней гармонии с самим собой и окружающем миром и подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Занимаясь с детьми слушанием музыки я все чаще стала замечать, что многие дети никак не реагируют на музыкальные произведения или делают вид, что слушают; многие затрудняются или стесняются высказать свои эмоции, рассказать о том образе, который услышали. У меня стали появляться вопросы:
1. Почему дети не понимают классическую музыку?
2. Может не могут слушать и слышать музыку?
3. Может не могут рассказать о ней, стесняясь остальных детей?
4. Может в группе мало звучит музыки?
5. Может дома не слушают музыку?
Все эти вопросы требовали немедленного поиска нужного решения: я обратилась к методической литературе и стала исследовать интересующий меня вопрос. Изучив технологии ведущих педагогов, остановилась на тех, которые мне и сейчас помогают в работе. (см. Опыт работы)
Дети с огромным желанием идут в музыкальный зал, слушают с удовольствием сложные композиции, легко ориентируются в музыкальных терминах, проявляют интерес к незнакомой музыке, услышанной в свободной деятельности, ищут встречи с музыкой дома.
Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основ-ном «легкая» музыка. Они слышат её везде: дома, по радио, в парке, в транс-порте. Думаю, что музыкальное разнообразие необходимо, но при этом, важно учитывать огромное воспитательное воздействие и предпочтение отдаю классической музыке. И все-таки, почему классическая музыка, а не рок, джаз, эстрада? Да, потому, что классика как бы разговаривает с детской душой на доступном уровне, не опускаясь до упрощения и вульгаризации, а, затрагивая то, что взрастит эмоциональный опыт, опыт сорадости, сочувствия, сотворчества, содействия. В результате развиваются основы музыкальной культуры, у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве.
«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»
Д. Б. Кабалевский
Счастье каждого педагога – увидеть плоды своего нелёгкого труда. Я понимаю-я ВИЖУ! И мне приятно, когда мои дети хотят слушать классическую, просто хорошую музыку, петь, танцевать, перевоплощаются в сказочных героев и радуются когда идут в музыкальный зал на встречу с музыкой, искусством и со мной.