Наталья Сейбель
Консультация для педагогов «Нозологический фактор в работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Трудное надо сделать привычным,
а привычное – лёгким и приятным»
К. С. Станиславский
Нозология (раздел медицины) – это учение о болезнях и классификациях.
Это основа клинической патологии.
Нозологическая форма (единица номенклатуры и классификации болезни)- это определённая болезнь, выделенная на основе установленной причины (этиологии, особенностей развития (патогенез) и типичных внешних проявлений и характерного поражения органов (клинико-морфологическая картина).
Публикация «Консультация для педагогов „Нозологический фактор в работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нозологическая группа подразумевает под собой классификацию, согласно, которой люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подразделяются на категории, характеризующие их отклонение.
Нозологические группы детей :
• С нарушениями опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, детский церебральный паралич);
• С задержкой психического развития (ЗПР);
• С логопедическими нарушениями (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание);
• С нарушениями слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети);
• С нарушениями зрения (слепые, слабовидящие дети)
• С отклонениями в эмоциональной и волевой области;
• С заболеваниями органов дыхания, пищеварения и сердечно – сосудистой системы;
• Соматически ослабленные (часто болеющие дети);
• С нарушениями интеллекта.
Необходимо соблюдать нозологический фактор в работе с детьми с ОВЗ, они в большинстве своём нуждаются в снятии стрессового состояния и повышении своей самооценки. Развитие эмоционально–волевой и познавательной сфер «особого ребёнка» тесно связано с совершенствованием его двигательных функций (мелкой моторики, которые активно развиваются в процессе двигательно-продуктивной деятельности.
Таким образом, дети проявляют себя и чувствуют состояние успеха.
Но очень часто педагоги сталкиваются с проблемой выбора не наносящих вреда детскому здоровью видов деятельности.
Например, работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ должна вестись с учётом ограничений по нозологическому фактору.
После обследования в начале года на ППК, специалистами (педагоги и медики) определяется индивидуальный выбор для каждого ребёнка соответствующих видов деятельности и форм её организации в соответствии с нозологическим фактором.
АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ
Ограничения по видам деятельности: все виды деятельности связанные с воздействием раздражающих факторов :
Лепка
Папье-маше
Фитоживопись
Аппликация из природных материалов, шерсти
Любые виды деятельности связанные с применением потенциально аллергенных веществ (клей, краска и т. д)
Рекомендованные виды деятельности:
Оригами
Моделирование из бумаги
Бисероплетение
Лоскутная техника
Су-Джок
Специальные условия: Максимально ограничить контакт с аллергенами!
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Ограничения по видам деятельности:
Фитоживопись
Работа с сухоцветами
Мягкая игрушка
Работа с использованием пряжи типа мохер
Гарденотерапия
Рекомендованные виды деятельности:
Оригами
Моделирование из бумаги
Бисероплетение
Лоскутная техника
Лепка из глины
Папье-маше
Аппликация из ткани
Су-Джок
Специальные условия: Обязательно соблюдать режим проветривания и влажной уборки, избегать контакта с аллергенами!
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)
Ограничения по видам деятельности:
Особых ограничений нет, если только они не обусловлены сопутствующими заболеваниями и степенью ограничения подвижности.
Рекомендованные виды деятельности:
Все виды деятельности, способствующие развитию тонкомоторных движений.
Специальные условия:
Увеличить время подготовительного этапа;
Составить индивидуальную программу освоения материала с учётом ограничения подвижности в суставах;
Адаптация вида деятельности для освоения конкретным ребёнком;
При необходимости использовать специальные приспособления типа вертикализатор и т. д.
ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖКТ
Ограничения по видам деятельности:
Особых ограничений нет.
Рекомендованные виды деятельности:
Все виды деятельности, при отсутствии ограничений по сопутствующим заболеваниям.
Специальные условия:
Избегать психотравмирующих ситуаций.
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ (сколиоз и т. д.)
Ограничения по видам деятельности:
Особых ограничений нет.
Рекомендованные виды деятельности:
Все виды деятельности, при отсутствии ограничений по сопутствующим заболеваниям.
Специальные условия:
Обязательно ввести физкультурные паузы;
Постоянно контролировать позы и положение стопы;
Противопоказано длительное нахождение в позе сидя.
ЭНУРЕЗ
Ограничения по видам деятельности:
Особых ограничений нет.
Рекомендованные виды деятельности:
Все виды деятельности, при отсутствии ограничений по сопутствующим заболеваниям.
Специальные условия:
Избегать психотравмирующих ситуаций.
Литература:
1. Лильин Е. Т. Детская реабитология: Учеб. Пособие для системы послевузовского проф. образования врачей – педиатров/Е. Т. Лильин, В. А. Доскин. – М. : Медкнига,2008.
2. Юматова Д. Б. Здоровье на кончиках пальцев// Дошкольная педагогика. – 2013.- № 2.
3. Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл тгр-путешествий: Метод. пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2017.