Климова Оксана
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад - это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом тяжелым бременем ложится на ребенка.
Как можно изменить эту ситуацию? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство для развития ребенка в семье дошкольного возраста, сделать родителей участниками образовательного процесса?
Для этого мы стараемся использовать в своей работе нетрадиционные формы общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к дошкольному образованию и установление неформальных контактов.
К нетрадиционным формам общения учителя и родителей относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информативные формы.
Нетрадиционные формы общения учителей и родителей:
- проведение социологических срезов и опросов;
- "Почтовый ящик".
Досуговые услуги
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
- совместные мероприятия по организации досуга, праздники ("Новогодняя ночь", "Рождественские забавы", "Масленица", "Праздник мам", "Лучший папа" и т. д.);
- участие родителей и детей в выставках.
Образовательный
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания.
- мастер-классы;
- образовательный брифинг;
- учительская комната;
- проведение встреч и консультаций в нетрадиционной форме, например, игры "Педагогическое поле чудес");
- устные педагогические журналы;
- педагогическая библиотека для родителей;
- заседания клубов для родителей.
Наглядно-познавательные: информационные; информационно-развивающие
Ознакомление родителей с работой дошкольных учреждений, особенностями воспитания детей. Формирование знаний родителей о воспитании и развитии детей.
- информационные брошюры для родителей;
- организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов детской деятельности; издание газет;
- организация мини-библиотек.
Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если обращать внимание на педагогическое содержание мероприятий, а не на развлекательную сторону.
Главная роль принадлежит нетрадиционным встречам. Нетрадиционным! Это означает, что на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед и создают особое настроение для дружеской, откровенной беседы. Все это повышает интерес родителей к вопросам воспитания, значительно повышает явку на занятия и активизирует родителей к решению родительских проблем.
Однако нетрадиционные родительские собрания могут обсуждаться только в том случае, если учитель относится к родителям как к партнерам по общению, принимая во внимание их опыт воспитания, потребности в занятиях и используя методы активизации родителей. Нетрадиционные формы собраний.
• Педагогическая мастерская
• Деловая, ролевая игра
• Конференции
• Консилиумы
• Диспуты
• Диалоги
• Дискуссии
• Практикумы
• Тренинги
• Круглый стол
• Вечер – встреч
• КВН
• Конкурсы
• Праздники
• Посиделки
• Семинары
• Педагогический всеобуч
• Педагогические гостиные
• Школа заботливых родителей
Семейные клубы.
В отличие от родительских собраний, которые основаны на назидательной форме общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольчества и личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместный поиск оптимальных форм ухода за ребенком. Темы встреч формулируются и запрашиваются родителями. Семейные клубы - это динамичные структуры. Они могут объединиться в один большой клуб или разделиться на более мелкие - все зависит от тематики встречи и намерений организаторов. Существенным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации к новинкам.
Учитывая занятость родителей, также используются такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность выразить сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка в краткой записке, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. д. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить любые значимые для них проблемы и предупредить педагогов о необычных проявлениях детей.
Игровая библиотека также является нетрадиционной формой взаимодействия с семьей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если прививается традиция совместных домашних игр, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных отношений между родителями и ребенком, но и показать возможности ее решения. В то же время необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется контактная установка, складываются доверительные отношения со специалистами, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно прислушиваются к рекомендациям специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы со своим ребенком дома.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей может осуществляться по-разному. Важно только избегать формализма.