Людмила Трушина
Консультация для педагогов на тему «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
Актуальность. В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д.
Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.
В чем особенность экологических сказок?
Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.
Почему они интересны детям?
Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Какова их роль?
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Чему учат экологические сказки?
Экологические сказки учат :
познавать окружающий мир;
воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
К таким произведениям относятся сказки и рассказы :
- Е. Чарушин – Рассказы о животных, «Рассказы про зверей и птиц», «Зверята», «Про зайчат»
- М. Пришвин – «Рассказы о животных», «Рассказы о животных малышам», «Разговор деревьев», «Этажи леса»
- Н. Сладков – «Лесные сказки», «Сказки и рассказы о животных»
- В. Бианки – «Первая охота», «Лесная газета» и др…
Сказки и рассказы современных писателей: Т. А. Шорыгина, Н. Рыжова,
- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина
- Кто землю украшает А. Лопатина
- Могучая травинка М. Скребцова
- История одной Елочки (Экологическая сказка)
- Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка…
- Благородный гриб М. Малышев
- Храбрый опенок Э. Шим
- Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)
Сказки могут быть и авторским вашими, или составленные совместно с детьми.
Принципы составления экосказок :
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ;
- главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи :
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.
При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.
После чтения сказок или вовремя :
- Детям могут даваться задания:
придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.
Проходит обсуждение текста
Дети самостоятельно или с помощью взрослого придумывают свои сказки
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому образованию детей и может входить в другие:
экологические занятия,
опытно-эксперементальная деятельность,
беседы,
наблюдения,
театрализованная деятельность.
Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.