МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию»

Светлана Булатова
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация развивающей предметно-пространственной среды

по трудовому воспитанию»

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Подчёркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

Публикация «Консультация для педагогов „Организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию“» размещена в разделах

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, умением себя обслужить.

Трудовое воспитание входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично.

Задачами трудового воспитания в ДОУ являются :

- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий.

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желание трудится.

- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Напомню, что содержанием трудовой деятельности в дошкольном учреждении являются:

1. Самообслуживание. Умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его.

Навык самообслуживания помогает формированию таких качеств, как отзывчивость и взаимопомощь.

2. Привлекая детей к хозяйственно-бытовому труду, мы развиваем умение постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке; протирать игрушки и пособия, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки; умение детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега; умение самостоятельно убирать постель после сна; самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол. Умение самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

3. Организация труда в природе воспитывает любовь к растениям и животным, учит самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы. Осенью необходимо привлекать детей к сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой - сгребать снег к стволам деревьев и кустарников. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей, цветов, высадке рассады). Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб.

4. Приобщение к ручному труду развивает у детей созидательное отношение к окружающему. Приучает использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.

Формирует у детей умение самостоятельно делать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, украшения на елку, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РППС ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ :

Дошкольное детство рассматривается как уникальный период развития человека, когда закладывается базис личности, идёт интенсивное физическое и психическое развитие.

Для того чтобы трудовая деятельность, как средство развития ребёнка, его творческих способностей не отходила на второй план, педагоги должны создать такую развивающую предметную - пространственную среду, которая бы оказывала положительное воздействие на личность ребёнка, удовлетворяла потребность в совместной деятельности и социально-личностном развитии.

1. Разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др., их соответствие гигиеническим требованиям).

2. Разнообразие трудового инвентаря (для хозяйственно-бытового труда, труда в природе и на участке). Соответствие его возрастным особенностям детей.

3. Эстетизация и привлекательность трудового оборудования, наличие формы для труда, эстетически оформленного рабочего места для трудовой деятельности и т. д.

4. Гигиенические условия для организации труда детей (приспособление орудий труда к физическим возможностям детей, регуляция освещения, проветривания, безопасность орудий труда).

5. Наличие пособий, стимулирующих детскую трудовую активность (модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические и пооперационные карты, памятки техники безопасности, выставки детских работ и др.)

6. Наличие условий для самостоятельной трудовой деятельности детей, дежурств (уголки дежурных, памятки для дежурных).

7. Наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, столярная мастерская, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.).

8. Создание условий для организации труда детей за пределами группы (цветник, огород).

9. Постоянно обновляющаяся по мере ознакомления с трудовыми процессами игровая материальная среда (игрушки, предметы заместители, детская бытовая техника, игровые уголки и др.).

10. Привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей и т. д.

11. Привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику.

Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за помещением и вещами, которые имеются в группе и на участке, а также дежурить по столовой, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.

Центр хозяйственно-бытового труда :

- фартуки на детей тканевые и клеенчатые;

- клеенка большая на стол;

- тазик для протирания пыли и мытья игрушек;

- тряпочки для протирания пыли;

- веревка и прицепки для развешивания кукольного белья;

- модель последовательности стирки белья;

- модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);

- модель трудового процесса : 5 этапов: планирование (что, последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем, способы (как, методы и средства (чем, результат (что получится).

Центр дежурства по столовой:

- главный, наиболее яркий и привлекающий внимание компонент уголка - это центр дежурства, на котором будет размещаться информация о дежурных;

- фартуки, колпаки (косынки);

- щётка для сметания крошек со стола, длиной вместе с ручкой около 25–30 см. Ручка должна быть не более 3 см в диаметре, удобной для детской руки;

- совок для крошек, размером около 15 на 15 см, длиной ручки до 12 см., совок и щётка для столов хранятся в подвешенном состоянии на крючках, на пол не ставятся ни в коем случае;

- щётка половая для подметания с длиной ручки до 110 см и сечением до 3 см,

совок для мусора на длинной или короткой ручке. Эти инструменты хранятся рядом с уголком, но не в близости от одежды дежурных.

- пособия, стимулирующие детскую трудовую активность (модели обучения трудовым процессам, алгоритмы сервировки стола, технологические карты, памятки техники безопасности);

- «говорящее меню» (меню в картинках)

Центр природы:

- календарь природы в каждой возрастной группе;

- комнатные растения;

- дидактические материалы;

- непромокаемые фартуки, нарукавники, колпаки;

- лейки;

- тазы для мытья растений;

- инвентарь для рыхления почвы;

- губки для протирания листьев;

- модели: в старшей и подготовительной группе для каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями; модель посадки огорода на окне;

- дневники наблюдений;

- модель последовательности перевалки и пересадки растения;

- природный материал должен размещается в контейнерах;

- оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным;

- книги на природоведческую тему.

Центр ручного труда :

Предметы для ручного труда детей. Воспитатели должны поощрять стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжение детей дается определенное оборудование и материал:

- бумага плотная, тонкая, картон;

- бытовой материал: разнообразные коробки (спичечные, картонные, косметических кремов, зубных паст, витаминов и т. д, катушки, пробки);

- производственные отходы: поролон, пенопласт, обрезки медной проволоки, шпагат и т. д. ;

- природный материал: шишки еловые, сосновые; лесные орехи, желуди, каштаны; сосновая кора, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т. д.

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь:

- лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми; лоток лопаты 15—13 см, длина ручки — 75—30 см, диаметр ручки — 2 см;

- лопаты для расчистки участка от снега: длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток—12—14 см, диаметр ручки — 2 см;

- грабли (для сгребания листьев);

- метё лка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см.

- тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков;

- ведра вместимостью 1,5—2 л. ; лейки вместимостью до 2 л;

Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, должен хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

Таким образом, организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ФГОС Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – развивающая предметно - пространственная среда (РППС). РППС – одно из основных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию»
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 11:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Булатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД