Папки-передвижки

Консультация для педагогов на тему «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»

Ирина Партикевич
Консультация для педагогов на тему «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»

Мнемотаблицы для детей (слайд 1,2)

Одно из важнейших условий умственного развития и воспитания дошкольников – грамотная, чёткая, красивая речь, именно в дошкольном возрасте самые благоприятные условия для закладывания основ богатого словарного запаса и красноречия. По мнению специалистов, использование специально разработанных методик и приёмов для улучшения коммуникативных навыков помогает детям усваивать новый материал и развиваться.

Проблемы речи тетей дошкольного возраста (слайд 3)

Синонимы, образность, умение ярко и грамотно описывать, происходящее, у современных дошкольников встречаются, к сожалению, достаточно редко. В разговоре детей зачастую присутствует множество дефектов.

Основные проблемы, которые встречаются у дошкольников:

Односложная речь, состоящая только из простых предложений.

Неумение построить грамматически правильное распространённое предложение.

Маленький словарный запас.

Использование нелитературной лексики.

Неспособность доступно и грамотно формулировать вопросы, строить краткие или развёрнутые ответы.

Отсутствие логики выводов и утверждений.

Неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе, неспособность пересказать историю своими словами.

Плохая дикция.

Отсутствие культуры речи (ребёнок не умеет регулировать громкость голоса, изменять темп, делать интонационные акценты).

Мнемотехника в процессе обучения (слайд 4)

Задача взрослых – научить дошкольников последовательно, правильно, с точки зрения, грамматики выражать свои мысли. Дети должны уметь рассказывать о разных ситуациях из окружающей действительности с помощью связной и богатой речи. Современный ребёнок имеет доступ к Интернету, а также к разнообразной мультимедийной информации, поэтому важно сделать процесс обучения детей максимально познавательным, интересным, развивающим и занимательным. В этой связи на помощь в дошкольной педагогике приходит мнемотехника. Этот метод

называют также сенсорно – графическими схемами, блоками – квадратами, предметно – схематическими моделями, коллажем, схемой составления рассказа.

Из истории мнемотехники (слайд 5)

Мнемотехника насчитывает как минимум 2000 лет.

Считается, что термин «мнемоника» введён Пифагором Самосским в 6 веке до нашей эры.

Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.

Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.

Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Что же такое «мнемотехника»? (слайд 6)

В переводе с греческого это понятие означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это система приёмов и методов, которая обеспечивает эффективное усвоение ребёнком информации об окружающем мире, успешное запоминание структуры повествования, воспроизведение полученных знаний, а также развития связной речи.

Что развивает мнемотехника?

Мышление посредством ассоциаций.

Воображение.

Слуховую и зрительную память.

Внимание (зрительное и слуховое).

Слайд (7)

Учёные утверждают, что «язык» мозга – это, прежде всего, зрительные образы. Чтобы иметь успех в изучении языка или же какой – либо другой дисциплины, необходимо «разговаривать» с мозгом на его «языке». Когда человек запоминает слово вместе с его графическим изображением (картинкой, фотографией, символом, мозгу легче фиксировать взаимосвязь между ними. Соответственно, информация быстрее усваивается.

Отличным методом для достижения этого эффекта является мнемотехника, ведь в ней процесс запоминания базируется на образовании ассоциаций. Какие-то абстрактные вещи и явления заменяют образами, которые имеют аудиальное, визуальное или же кинестетическое воплощение. Многим людям очень сложно удержать в голове слова, имеющие абстрактное значение. Они начинают зазубривать слова, но, к сожалению, спустя, некоторое время они не могут вспомнить то, что учили. Для лёгкости и эффективности запоминания слова и понятия необходимо его наполнить смыслом, связав с понятными, известными и конкретными звуками или зрительными образами, либо же с яркими ощущениями. Когда это будет сделано, информация будет гораздо быстрее и легче усваиваться. В этом и состоит секрет.

Мнемотаблица для развития речи (слайд 8).

Использование педагогами мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения детей связной речи, а наличие зрительных схем делает их рассказы более последовательными, чёткими, насыщенными деталями.

Мнемотаблица - это, прежде всего, некая схема, которая отображает определённую информацию. Она служит дидактическим материалом во время формирования речи у дошкольников.

Использование мнемотаблицы необходимо для: (слайд 9)

наращивания словарного запаса.

обучения составлению различных рассказов.

пересказов художественных произведений.

отгадывания и загадывания головоломок и загадок.

заучивание стихотворений.

улучшения разговорных навыков.

Особенности создания мнемотаблиц (слайд 10)

Чтобы изготовить такие картинки, педагогу не нужны особые художественные способности. Для создания мнемотаблиц достаточно изобразить символически предметы и объекты, которые будут иллюстрировать рассказ.

(слайд 11) Детей младшего и среднего дошкольного возраста заинтересуют больше цветные мнемотаблицы, поскольку память малышей устроена так, что им легче запоминать целые образы (рыжая лиса, серая мышка, зелёная ёлочка и прочие). Со временем при постоянном использовании в процессе обучения таких таблиц можно усложнять или заменять образы, к которым привыкли дети, на символы (к примеру, изобразить персонаж графически). К примеру, лису иллюстрировать с помощью круга и треугольника оранжевого цвета, медведя – коричневым кругом.

(слайд 12) Детям постарше желательно делать одноцветные схемы, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символов. Существуют специально созданные специалистами модельные схемы для дошкольников, которые упрощают задачи педагога во время подготовки к занятиям. Тем не менее не всегда готовые схемы могут подойти по содержанию, поэтому лучше брать их за основу, дополняя, совершенствуя, уточняя необходимыми символическими изображениями. Использование моделирования способствует лёгкому и быстрому пониманию и запоминанию текстов, а также является прекрасным методом работы с памятью для дошкольников. Во время осуществления данных приёмов в процессе запоминания включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Ребёнок с лёгкостью вспомнит картинку, после чего и слова. Поэтому учить детей с помощью такой техники очень удобно, легко и эффективно.

Последовательность работы с мнемотаблицами (слайд 13)

Педагог проводит с малышом беседу по тексту, они рассматривают иллюстрации, отслеживают последовательность заранее созданной таблицы для конкретного произведения. Дети постарше могут самостоятельно выбирать нужные элементы модели к литературному тексту, располагать их в определённой последовательности, которая поможет им с пересказом. Весь этот процесс необходимо контролировать взрослым. Так, постепенно творчество воспитателя переходит в совместную работу ребёнка и взрослого. Если на первом этапе педагог предпочёл дать готовые схемы, то на следующем логично будет предоставить возможность ребёнку обсудить различные их версии, поучаствовать в отборе наиболее удачных вариантов. В этой ситуации ребёнок и педагог выступают в роли равноправных партнёров. Взрослый должен незаметно помочь выбирать наиболее удачные варианты, оформляя их в единое произведение. В такой ситуации дети начинают проявлять творческий подход и самостоятельность, мнемотаблица придумывается сообща.

Где можно использовать мнемотехники (слайд 14)

Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому – это знаки зодиака; (слайд 15)

Самый первый мнемоквадрат, с которым знакомится ребёнок в детском саду – это картинки на шкафчиках, кроватках и вешалках для полотенец; (слайд 16)

Так же мнемоталицы используются в описательных рассказах по лексическим темам;(слайд 17)

В разучивании стихотворений;(слайд 18, 19, 20)

В пересказывании сказок;(21)

В составлении рассказов о временах года;(слайд 22)

В схемах составления описательных рассказов о предмете, культуре, быте. (слайд 23, 24)

В режимных моментах; таких как последовательность мытья рук, одевания, ухаживание за цветами слайд 25)

Мнемотехники также используются в коррекционной работе с детьми автоматизации звуков. (слайд 26)

Разучивание скороговорок на определённый звук (слайд 27)

Тем не менее это лишь одна техника, начальная, стартовая, хоть и достаточно значимая, ведь она помогает лучше усваивать и перерабатывать зрительную информацию, запоминать её и воспроизводить. К тому-же полезным будет внедрение этого метода для обучения малышей с ОНР. Приёмы работы с мнемотаблицами помогают существенно повысить эффективность исправления языковых навыков детей дошкольного возраста, а также ребят с ОНР, способствуя повышению интереса к умению правильно, чётко и красиво разговаривать.

Прогнозируемые результаты (слайд 28)

Именно мнемотехника позволяет обучить устной коммуникации, которая так необходима в современном пространстве и обществе 21 века. Подготовить дополнительную увлекательную и полезную информацию, расширяющую кругозор ребёнка. Возможность обсудить с малышом проведённые перед занятием интересные факты, наблюдения за явлениями природы или особенности литературных произведений. И наконец подобрать приёмы, с помощью которых педагог сможет заинтересовать детей во время занятия.

И в заключении хотелось бы отметить.

Чем раньше взрослые начнут обучать дошкольников с помощью мнемотехники, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности ребёнка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей.

(Слайд 29) список используемой литературы.

(Слайд 30) спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

mnemotehnika-2017g_09k7m.ppt | 3909,14 Кб
 
Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Консультация для педагогов и родителей «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 17 октября 2024 в 21:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов на тему «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Партикевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД