Наталья Шмакова
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня разговор наш пойдет о дидактической игре.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Если рассматривать игру в работе с ребенком с нарушениями зрения, то она, безусловно имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети с нарушениями зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в других видах деятельности, самостоятельность.
Если не создавать условий для детей с нарушениями зрения, при которых они могли бы правильно понимать и отражать в играх окружающий мир, развитие игры у этих детей может отставать от нормально видящих детей. Для преодоления отставания в программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л. И. Плаксиной предусмотрено проведение специальных пропедевтических (индивидуальных и подгрупповых) занятий по обучению детей игре, в задачу которых входят формирование действий с предметами и игрушками, специальные наблюдения за деятельностью взрослых, тренировочные задания по принятию роли. Проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединение их в единый сюжет. Специальной задачей в развитии игры детей с нарушениями зрения является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры. Для этого проводятся специальные экскурсии и наблюдения, в процессе которых осуществляется слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни. Важная роль отводится дидактическим играм как средству развития зрительного восприятия, формированию полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания слабовидящих детей.
Коррекционные задачи, решаемые в представленных нами дидактических играх, связаны с повышением зрительно-двигательной активности детей, развитием их зрительных функций (фиксации взора, прослеживании, локализации и т. д.). Большое значение придается формированию у детей познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, мышления, речи и воображения.
При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; индивидуально-психологических особенностей личности ребенка.
С целью доступности восприятию детей с нарушениями зрения наглядного материала, использовались черно-белые изображения предметов с четким контуром фигур на контрастном фоне. В цветных образцах. Предъявляемых детям, соблюдается яркость и насыщенность изображений с точной передачей основных признаков предметов. Игровой материал должен соответствовать требованиям зрительных нагрузок. Детям со сходящимся косоглазием предлагаются подставки. Дети с расходящимся косоглазием работают на поверхности стола.
Дидактические игры по теме: «Использование д/и в обучении детей с ограниченными особенностями здоровья»
Социально-бытовая ориентировка.
«Что слышат наши ушки?»
Цель: учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
Ход: предложить детям услышать в какой части группы звучит негромкая мелодия, приблизиться к этому месту и по инструкции воспитателя: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем танцевать!» пофантазировать свой танец.
«Маленькие ножки»
Цель: упражнять детей в познании свойств своего тела.
Ход: предложить детям пропеть веселую песенку про ножки и выполнить движения, о которых в ней говорится.
Маленькие ножки бег на месте
Бежали по дорожке
Бежали лесочком прыжки на двух ногах
Прыгали по кочкам
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибежали на лужок поставить ногу на пятку
Потеряли сапожок
Развитие зрительного восприятия
«Собери целое»
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социально-бытовую ориентировку.
Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»
«Найди пару»
Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький»
Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.
«Зоркий глаз»
Цель: развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаза.
Ход: предложить рассмотреть наложенные друг на друга контуры предметов (геометрических фигур, животных); обвести пальцем или через кальку копировать фломастером, узнавая кто (что) спрятался в картинке
«Отгадай загадку»
Цель: развивать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции при обследовании силуэтного изображения.
Ход: предложить детям рассмотреть силуэтные изображения животных (овощей, фруктов, деревьев, узнать и назвать их. Обвести внешний контур силуэтов, дорисовать их по желанию.
«Что забыл художник?»
Цель: развивать зрительное восприятие, развивать зрительную функцию: прослеживание при штриховке вправо-влево контурного изображения.
Ход: загадать загадку: «стоит Антошка на одной ножке, что это?» вот и художник нарисовал грибы, но очень спешил, поэтому оставил половину изображения не нарисованной. Предложить закончить изображение, пользуясь трафаретами по теме «Грибы».
«Кто (что) спрятался в картинке?»
Цель: развивать зрительное восприятие, закреплять умения зрительного обследования и умение анализировать, классифицировать предметы по признаку формы.
Ход: предложить подобрать к загадочной картинке (трафаретному изображению) силуэтное изображение, которое с ней совпадет по форме, по силуэтному изображению узнать и назвать объект.
Развитие мелкой моторики
«Самолет»
Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, произвольное внимание, связную речь.
Ход: предложить ребенку путешествие по зеленой лужайке, где живут интересные животные и насекомые. Решить проблему: найти недостающие детали картинок. Рассказать сказку о веселом путешествии.
Шнуровка «Ежик»
Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания о жизни диких животных (ежа, его повадках, способах подготовки к зиме.
Ход: рассказать сказку о ежике, которому хочется покушать: «Шел ежик по дорожке и нашел… яблоко. Но как же ему донести? Помогут нам веселые шнурочки. Показать детям способы шнурования плоскостных изображений грибов, яблок, листочков.
Ориентировка в пространстве
«Самолет»
Цель: развивать ориентировку в пространстве группы; закреплять понятия: лево, право, поворот, разворот; навыки направленного взгляда.
Ход: предложить детям превратиться в самолеты и выполнить движения по тексту.
Текст Действия детей
Пролетает самолет Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом
С ним собрался я в полет
Правое крыло отвел, посмотрел
Левое крыло отвел, поглядел Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом
Я моторы завожу
И внимательно гляжу
Как пропеллеры: жу-жу Вращают руки в локтевых суставах, поворачивают голову влево-вправо, взгляда пропеллеры (вращение рук)
Поднимаюсь в высь, лечу. Встают на носочки, руки в стороны, начинают движение
Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у Летают, как самолеты
Поворот, разворот
Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у Движение с наклоном туловища при повороте
Я лечу над городами
Пролетаю над полями Продолжение полета, повороты головы, взгляд чередуется влево, вправо, вниз, вверх
Над лесами я кружусь
Знаю скоро приземлюсь Кружение
Вижу свой аэродром Руками изображают бинокль, выбирают место посадки.
Отдохну-ка я на нем Приседание
«Стрелоплан «Шоссе» (аэродром)
Цель: развивать прослеживающую функцию взора, умение ориентироваться на листе, развивать способность к сведению и разведению зрительных осей глаз.
Ход: предложить ребенку повторить движение самолета (машинки) взглядом, ориентируясь на стрелки, нарисованные посередине полосы. Педагог говорит: наш самолет (машина) движется по взлетной полосе (шоссе, мы взором скользим по правой стороне до конца полосы. Затем поворачиваем налево, делаем разворот, вернемся обратно, но по правилам дорожного движения – по левой стороне. Снова движемся вперед и вернемся назад. А теперь постарайтесь увеличить скорость и скользить взглядом быстрее.
Развитие компенсаторных функций
«Шумящие коробочки»
Цель: развивать компенсаторные функции (слух); учить классифицировать звуки в коробочках парами по общему звучанию.
Ход: предложить рассмотреть коробочки в которых живет шум (горох, камушки, крупа и т. д., позвучать ими и найти коробочки-подружки с одинаковым звучанием.
«Назови фрукты и овощи»
Цель: развивать компенсаторные функции (осязание, учить узнавать и называть фрукты и овощи в плоскостном изображении, развивать мелкую моторику.
Ход: предложить карточки с плоскостным изображением фруктов и овощей, выполненные из наждачной бумаги. Предложить с закрытыми глазами ощупать и назвать фрукт.
«Веселые запахи»
Цель: развивать компенсаторные функции (обоняние, учить по запаху определять помещение, в котором ребенок находится.
Ход: рассказать детям, что в мире много запахов и однажды они расшалились и разбрелись по свету. Некоторые попали в наш дет. сад. Провести экскурсию в мед. кабинет, кухню и т. д. и выяснить какие запахи там прячутся.
«Как пахнут фрукты"
Цель: развивать обоняние, учить по запаху называть фрукты.
Ход: предложить детям приготовить фруктовый салат, но фрукты для него надо узнать и назвать по запаху. Предложить кусочки апельсина, лимона, яблока, груши: ребенок с закрытыми глазами обследует запах и называет фрукт. По окончанию игры дети угощаются салатом.