Тамара Аксакова
Консультация для педагогов «Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек»
▼ Скачать + Заказать документы
Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коза, козонька и т. д., позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Пример работы с художественными текстами колыбельных песен и потешек.
Темочки:
- Вокал. Обучение детей пению
- Колыбельные песни
- Колыбельные. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Потешки. Консультации для родителей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
1. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную песню, сопровождая текст показом произносимых действий:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки. (Взмахнуть Руками и показать, как прилетели гули.)
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки. (Показать руками, как гули сели возле люльки.)
Стали люленьку качать. (Показать руками как гули покачивали люльку.)
Стали малышку усыплять.
Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки (Взмахнуть руками и показать, как прилетели галки.)
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки. (Показать руками, как галки сели у люльки.)
Стали галки напевать
И качалоньку качать. (Показать руками, как галки покачивали люльку.)
При повторном чтении колыбельной попросите детей повторять за вами сначала все движения, а затем, после очередного прочтения, слова. Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут ответить на следующие вопросы.
• Кто такие гуленьки?
• Что они делают возле люльки малыша?
• Кто такие галоньки?
• Что они делают возле люльки малыша
2. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную, сопровождая показом рук те образы, которые описаны в колыбельной.
Люли, люли, моя крошка,
Люли, люли тонконожка,
Ты б скорее засыпал,
Поскорее подрастал,
Подрастал сильный, сильный,
Как березка, стройный, стройный,
Как дубочек, крепкий, крепкий,
Словно лебедь, белый, белый,
Зайки серого резвее,
Птички певчей веселее.
После знакомства с текстом воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
• Как ты понимаешь слово «тонконожка»?
• Какое дерево напоминает стройный человек?
• Какое дерево напоминает крепкий человек?
• Какую птицу напоминает белая кожа человека?
• Какой зверек в лесу самый резвый?
• Кто из обитателей леса самый веселый?
3. Выразительно прочитайте потешку «Я по лесу зеленому бреду».
Я по лесу зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики соберу,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.
Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократно повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали текст, как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, предложите им ответить на вопросы.
• По какому лесу бредет герой произведения?
• Куда он собирает грибочки?
• Где растут рыжики?
• Где собирает герой произведения березовики? Как по-другому называют такие грибы?
• Где растут опеночки?
Вопросы направлены на развитие поэтического слуха младшего дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные слова, выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
4. Выразительно прочитайте потешку «Сидит белка на тележке».
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
После многократного прочтения потешки предложите детям ответить на вопросы.
• Где сидит белка и продает орешки?
• Кому она продает орешки?
• Как в народе называют мишку? Почему?
• Как в народе называют зайку? Почему?
• Куда кладет белка купленные животными и птицами орехи?
• Кто имеет лапочку?
• Кто имеет зобок?
Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом, Предложите найти на картинке любого понравившегося им героя потешки : лисичку, воробья, зайку, мишку. Картинки должны отвечать следующим требованиям: быть яркими, красочными, максимально реалистично изображать героев, потешки должны быть подлинно художественными.
Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ (три-четыре предложения) о нем. Необходимо следить за тем, чтобы речь ребенка была связной, а описание содержало эпитеты, сравнения и метафоры. Для облегчения работы задавайте детям наводящие вопросы: «Какого цвета? С какой птицей, другим зверем можно сравнить? Чем этот зверь отличается от других животных? И т. д. Так воспитатель становится участником процесса совместно с малышом.
Литература:
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. ,2006.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М. ,2007.
3. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. ,2005.