Ирина Коваленко
Консультация для педагогов «Музыкотерапия в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни
дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции
психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий
характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание
стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально
Публикация «Консультация для педагогов „Музыкотерапия в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной
музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет
детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную
боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка
способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в
древней Греции и других странах.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные
упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев,
досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость,
благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу
сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют
давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения,
от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и
фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает
расслабляющее действие. Если верить библейской легенде, царя Саула
уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных
инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы.
Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем
могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена
оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации
физического и психологического состояния человека на производстве, в
школе, в вузах.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на
психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него
привычным окружающим фоном.
Цель занятий с использованием музыкотерапии : создание положительного
эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности);
стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных
процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных
способностей; растормаживание речевой функции.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и
речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития,
чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время
выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.
Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.