Елена Назмудинова
Консультация для педагогов «Мультимедийные технологии в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Мультимедийные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Публикация «Консультация для педагогов „Мультимедийные технологии в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Правило
При организации занятий необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Принцип развивающего обучения : педагогу важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям.
2. Принцип систематичности и последовательности обучения: педагог должен устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
3. Принцип доступности: содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам.
4. Принцип индивидуализации: педагог должен стремиться подойти к каждому ребенку как к личности. Занятие необходимо выстраивать с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп и уровень сложности определяются индивидуально.
5. Принцип связи с жизнью: педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде.
Мультимедийные презентации используются для группового и индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть на этапах: диагностики; введения нового материала; закрепления материала; контроля знаний.
Пример
Например, при проведении занятий на развитие у воспитанников познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и мелкой моторики, можно включать 1-2 задания с использованием мультимедийных презентаций ("Найди такую же фигуру", "Запомни последовательность", "Четвертый лишний" и др., что позволит активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес в течение всего занятия.
При условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
-дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
-у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
-полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
-презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).
В ДОУ медиазанятия могут использовать и воспитатели, и учитель-дефектолог, и педагоги дополнительного образования.
Совет
Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях:
1. Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.
2. Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут реально усилить воздействие высказывания.
3. При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того, что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.
4. Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.
5. Быстро посмотрев на изображение (предмет, можно жестом левой руки привлечь к нему внимание детской аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем, следует снова повернуться и обратиться к дошкольникам.
6. При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.
7. Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.
8. Не следует: говорить, повернувшись спиной к детям; читать конспект занятия; загораживать демонстрируемое изображение; допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации; выдавать раздаточный материал во время презентации.
Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение – т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.