Новикова Татьяна
Консультация для педагогов «Моральное воспитание детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время от правильного морального воспитания зависит не просто благополучие,а выживание нашего общества В дошкольной педагогике всегда присутствовал раздел морального воспитания. В традиционной практике детского сада моральное (нравственное) воспитание ограничивалось :
Идеологическим воспитанием
Знакомство с некоторыми понятиями и нормами
Обучение правилам вежливости (поздороваться, подать стул)
Публикация «Консультация для педагогов „Моральное воспитание детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Усилия педагога направлялись на формирование моральных знаний, умений, навыков,однако этих компонентов для полноценного развития личности недостаточно. Безусловно умения и навыки культурного и вежливого поведения должны всячески приветствоваться прививаться с ранних лет,но хорошие манеры вовсе не обеспечивают ни порядочности. ни отзывчивости, ни других сторон личности
Самым главным в моральном облике человека является то, как он поступает в тех или иных случаях, иными словами его моральное поведение,
Моральное поведение-это соблюдение всех норм морали, вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии внешнего контроля и принуждений,или как еще говорят –зто следование норме, в условиях свободного морального выбора, вопреки искушению нарушить ее Выбор той или иной линии поведения определяется тремя особенностями:
Во-первых, ,одно из действий между которыми надлежит сделать выбор человеку приятно или выгодно,тогда как другое, наоборот противоречит его личным желаниям и интересам. Поэтому первое имеет разумную привлекательность
Во-вторых, эти действия имеют прямо противоположное значение для других людей А именно то,что выгодно и приятно мне, наносит ущерб другим,а то что противоречит моим личным интересам отвечает интересам других.
В-третьих моральный выбор имеет место тогда,когда интересы других являются с моральной точки зрения более значимые,чем личные интересы от которых человек должен отказаться
Пример: двое детей хотят посмотреть телевизор(1-футбол,2-мультфильм)Мораль молчит,потому что мультфильм и футбол равны. или один хочет слушать музыку, а у другого болит голова, тоже конфликт, кто то должен поступиться своими интересами. И тут мораль возвышает свой голос. Здоровье важнее,чем удовольствие, такой отказ требует усилия над собой. Программа морального воспитания должна включать не только задачи по передаче моральных знаний и обучению их культурным манерам,но и задачи по формированию тех психологических особенностей механизмов,которые позволяют противостоят искушению нарушить норму. Но прежде чем ставить такие задачи, мы должны ответить на два вопроса:
-способен ли ребенок на моральный выбор
-какие психологические особенности обеспечивает моральное поведение и должны быть сформированы у детей
Многочисленные исследования оказали, что дети после пяти лет могут отказаться от того, что им неприятно, ради соблюдения понятного и принимаемого ими моральными принципами
Дошкольное детство является сензитивным периодом морального развития, а это значит что именно в этом возрасте возникают условия, благоприятные для практического усвоения норм и принципов морали. Для более полной и целеноправленной реализации поставленных задач необходимо понять,как психологически возможен отказ от удовлетворения собственных интересов без внешнего контроля и принуждения, ,какие внутренние причины и побуждения здесь»работают» Пример (мальчик и 12 машин)Почему? Какая же внутренняя работа стоит за этим решением и о чем говорят высказывания ребенка. Представьте себе,что он за большую часть машинок, мальчик решает,что он будет плохим, зто значит что он оценивает себя отрицательно. И это нежелание остаться плохим в собственных глазах оказываются сильнее,чем соблазн оставить побольше игрушек. Таким образом,есть основания полагать,что отрицательная оценка себя в случае возможного нарушения нормы и желания сохранить высокую самооценку и хорошее мнение о себе является тем стимулом,который побуждает ребенка преодалеть сиюминутные желания Причиной правильного морального выбора является оценка себя в случае воображаемого нарушения нормы»Если я (возьму,солгу)И это я буду плохим) удерживает от нарушения нормы. Чтобы определить реальное следование нормам морали, необходим целый ряд условий
1) отрицательная самооценка должна быть дана до самого поступка»Если я нарушу» то это можно предотвратить. Итак,отрицательная оценка должна предворять моральный выбор,а это значит,что первым условием является способность ребенка вообразить,что он не может поступить так,а не иначе
2)соблюдение и нарушение нормы следует оценить, а для этого необходимо знать соответствующие моральные требования. Моральные знания являются основанием для оценивания поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали. ( Н :на полюсе –круглый год снег, но ничего не оцениваем на этом основании)А заповедь «НЕ укради» является основанием для оценки людей и их поступков,но оценка предполагает не только наличие знаний,но и отношение к тому,что оцениваем. Это отношение сложно выявить, если Н: рассказать детям о двух персонажах, одним из которых следует норме (делит поровну,а второй нарушает ее (берет себе больше)И тут выясняется,что многим нравится оба персонажа. один-потому что честный, другой себе больше хочет
3) важно не только знать нормы и правильно относиться к их соблюдению, необходимо ценить и одобрять их соблюдение самим собой и осуждать собственное нарушение этих норм т. е себя. Это условие одно из сложных,когда мы просим детей оценивающих себя при нарушении нормы высоко оценивать сверстника, нарушевшего ту же норму,оказалось,что они оценивают его крайне низко, однако критическая оценка других сверстников не распространяется на них самих
Это разное отношение к чужим и своим поступкам представляется одним из основных препятствий на пути морального становления человека. Поэтому, теперь мы можем сформулировать психологические особенности морального воспитания
1) способность совершить в воображении морально противоположные действия
2) знание некоторых моральных норм и требований и правильная оценка их соблюдения и нарушения.
3) наличие положительного образа себя (придерживаться определенных норм морали и одновременно отрицательного образа (включает нарушение данных норм)
Задачи морального воспитания
Формировать способность представлять свои действия в воображаемой ситуации (добиваться,чтобы дети могли представлять себя в той или иной ситуации противоположными способами
Формировать правильное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали
Формировать положительное представление о себе, в которое входят наличие определенных моральных качеств и общая положительная самооценка (чтобы ребенок считал,что ему присущи такие качества как доброта, честность,ответственность)
Формировать способность отрицательно оценивать собственное нарушение норм морали (если ребенок совершил поступок противоречащий его положительным качествам, то он станет плохим)
Формировать доброжелательное отношение к сверстникам уважение прав и интересов (не прибегать к насилию,не оскарблять, соблюдать очередность)
Методы формирования и положиттельного отношени к соблюдению и отрицательного отношения к нарушению норм морали.
Распростроненный метод это знакомство с литературными произведениями,в которых показывается противоборство добра и зла Сопереживая перепитиям этой борьбы ребенок проникается симпатией к положительному герою и антипатией к отрицательным действующим лицам В след за отношением к персонажам поляризуется и отношение к совершаемым ими поступкам
С целью формирования отношения к каждодневным,не очень значительных внешне проишествиям нами создан цикл из 30 небольших пьес морального содержания. Действующие лица-старшие дошкольники:1 пара-обиделки,2 пара-жертва,3пара-помощники и защитники В начале пьесы показывается воспитателем,спрашивается мнение детей,коробки с персонажами хранятся в доступном месте Репетировать эти пьесы для того,чтобы показывать их другим не следует.
Формирование положительного отношения –представления о себе самом Положительный образ «Я»-представление о тех чертах и особеностях, которые мне присуще,плюс положительная общая самооценка. Зти характеристики возникают на основе ряда условий. Важнейшая из них всегда считалась прямая оценка другими, в первую очередь взрослыми. Влияние прямой оценки в значительной степени зависит от педагогического такта и стиля общения взрослого, а также от индивидуальных особенностей восприятия детьми оценок (одни слышат хорошо, другие-плохо)
Не меньшее значение имеет косвенная оценка. Н: ребенку объясняют,как выполнить какое то дело, взрослый в этом случае выступает как авторитет,а ребенк-как тот,кто способен понять объяснение. Уважение к знаниям и авторитету ребенка фактически содержащейся в такой ситуации,представляет собой его высокую косвенную оценкуОна способствует появлению у детей чувства собственного достоинства осознание своих возможностей и как следствие –положительной самооценки Есть несколько приемов косвенной самооценки Их принцип состоит в том,что ребенка ставят в ситуацию,превосходства над взрослыми,это педагогически нетрадиционные взаимоотношения должны быть очень четко ограничены определенными рамками Основной сферой для реализации таких взаимоотношений является игра
Руководство действиями взрослого в игре побуждает детей ставить и решать множество творческих задач, порождает чувство собственного достоинства и ответственности
Важный момент в моральном развитии ребенка является –появление в его образе «Я»,представление о себе,как о человеке,который соблюдает определенные нормы морали и ценит в себе это качество. С целью «ввести «в представление детей о себе некоторые моральные качества разработан следующий метод: ребенку читают рассказы и в них повествуется о том,как ребенок в вышеизложенной ситуации столкнется с необходимостью совершить моральный выбор. Несмотря на отрицательный пример сверстника и соблазн нарушить норму самому,он находит в себе силы последовать ей. Его поступок другим приносит добро,а ему моральное удовлетворение. Объяснить, что этот рассказ-вымысел (и если при деление конфет,ребенок поступил не честно,то эта ложь вызывает удивление,если сказать,что мальчик поступил нечестно) В этих рассказах образец,не литературный персонаж,это сам ребенок,каким видят авторы рассказов, каким он может стать,если захочет. С помощью такого метода мы формируем у ребенка положительный образ себя:это не реальный образ,а лиц возможный,идеальный который содержит в себе соблюдение определенных моральных норм