ЕЛЕНА ГЕРАСЬКИНА
Методические приемы, используемые при работе с вокальным ансамблем
▼ Скачать + Заказать документы
Данные рекомендации посвящены вопросам ансамблевого многоголосного пения и предназначены для педагогов по вокалу, учителей музыки, студентов вокального отделения, а так же всем, кто интересуется проблемами вокального исполнительства.
В основе данных методических рекомендаций положен опыт выдающихся педагогов, апробированный в творческой деятельности автора.
Пояснительная записка
Публикация «Методические приемы, используемые при работе с вокальным ансамблем» размещена в разделах
Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации.
Ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.
Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.
Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей :
• унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
• ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;
• ансамбль нескольких солирующих голосов;
• полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала);
• ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) –характерен для стилей джазовой музыки.
Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение – это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования.
Содержание.
На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания, а также работа непосредственно над репертуаром. Однако значительную часть занятия (30%) следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы обучающиеся не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии, ощущали себя строителями музыкального произведения. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный интересный репертуар.
Параллельно с одноголосными упражнениями на развитие ладового слуха и работы над качеством интонирования идет работа над освоением двух, трех и четырехголосного пения, над развитием гармонического слуха.
Следующая ступень – пение аккордовых построений, которые получаются импровизированно по указанию педагога изменить то верхний, то средний, то нижний голос на тон или полтона вверх или вниз.
Использование септаккордов (пение их, например, в параллельном движении на большую или малую секунду вверх или вниз) подготавливает ансамбль к восприятию и исполнению джазовых упражнений.
Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без инструментального сопровождения (a’capella).
Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.
Для развития инициативности, смелости и творческого мышления очень эффективны творческие задания. Обучающимся можно предложить самим сочинить подголоски с учётом характера (мелодического и ритмического) основного напева.
Многие преподаватели-музыканты отмечают, что воспитание именно метро-ритмических ощущений у учащихся представляет большую сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из главных составляющих ансамбля.
В настоящее время создано много интересных, полезных и уникальных методик по воспитанию метро-ритмического чувства. Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю.
Упр. 1
• Делим детей на группы. С одной группой отрабатываем трехдольный метр (топ-хлоп-хлоп, с другой – четырехдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп).
• Работаем одновременно с двумя группами (получается своеобразная «полиритмия»).
• Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя, оставив только шаги.
• Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.
Упр. 2
• Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя. На основе этой игры учащиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.
Вокалист должен уметь петь так, чтобы даже без музыкального сопровождения хорошо ощущалась основная ритмическая пульсация, поэтому необходимо работать над совершенствованием чувства ритма.
Для этого необходимо выработать прочное и свободное ощущение времени. При этом нужно в любой музыкальной ситуации внутренне ощущать мельчайшие пульсации конкретного «времени», то есть в зависимости от темпа надо ощущать пульсацию «восьмыми» или «шестнадцатыми», и эта пульсация должна быть идеально ровной.
Каждое упражнение следует выполнять подольше, добиваясь ровности и легкости исполнения, добиваясь «драйва», «джампа» и «свинга».
«Драйв»– эффект от подчеркивания ритмической пульсации, создающий ощущение равномерного движения.
«Джамп»(от англ. – лягушка) – эффект упругости, прыгучести, танцевальности исполнения.
«Свинг»– выделение, акцентирование слабых долей такта и мелких длительностей внутри доли, оттягивание или опережение некоторых длительностей, не выходя за пределы определенного времени
Ещё одной проблемой ансамбля в пении является проблема идентичности голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетической терминологией, гласными разных объёмов и разной формы (открытость-закрытость, «широкой» дикцией, то ансамбля не будет.
Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, и который даст ансамблевый суммарный тембр.
При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов (выбирая наилучшую тональность для всех голосов, приёмы цепного дыхания, стилевые особенности многоголосия; добиваться плавности голосоведения.
Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля слухо-голосовую координацию, добиваясь при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях и сочетании их между собой.
Список рекомендуемой литературы:
1. Г. П. Стулова, Теория и практика работы с детским хором М. : ВЛАДОС 2002г.
2. Н. Б. Гонтаренко, Сольное пение: Секреты вокального мастерства. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007г.
3. Н. Н. Попков, Постановка голоса для вокалистов. М. :Сопричастность, 2002.
4. Е. М. Пекерская «Вокальный букварь», Москва 1996