Вера Анатольевна
Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Использование ментальных карт в работе с дошкольниками".
Ментальная карта – это информация, которая представлена в графическом виде с помощью рисунков, разных цветов или картинок. В центре карты – общая тема. От нее в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности.
Ассоциации с общей темой ментальной карты позволяют проследить ее взаимосвязи с более мелкими темами. Благодаря этому изложенную в карте информацию легче воспринимать, анализировать и запоминать.
Преимущества ментальных карт:
Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Наглядность. Тема, которую вы транслируете детям с помощью ментальной карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.
Привлекательность. У каждой ментальной карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.
Запоминаемость. Ментальная карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.
Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.
Креативность. Ментальная карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.
Инновационность. Ментальная карта побуждает к новым идеям, способам действия.
Чтобы научить детей составлять ментальные карты, педагогу нужно самому представлять ее структуру. В центре листа – центральный образ, который символизирует основную идею или тему. От центрального образа вы рисуете ветки первого уровня и фиксируете на них слова, идеи, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрывают центральную тему.
Ментальная карта может стать итогом цикла занятий или тематической недели. Например, в течение недели дети узнают новую информацию, рисуют, лепят, слушают произведения художественной литературы по конкретной теме. Такая разнообразная деятельность повышает их интерес к изучаемой теме, побуждает к мыслительной активности и формирует внутреннюю мотивацию узнать еще больше.
В конце тематической недели, когда у детей уже будут представления о предмете изучения, предложите им вместе составить ментальную карту. Первую карту составляйте со всеми воспитанниками группы. Работу организуйте поэтапно.
1-й этап. Определите ключевое понятие по теме недели, по которой будете составлять карту. Например, «Домашние животные». Если дети не смогут самостоятельно назвать ключевое понятие, задайте им наводящие и уточняющие вопросы.
2-й этап. Предложите детям материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, картинки по теме, клей, ножницы и другие необходимые предметы
3-й этап. В центре бумажного листа обозначьте тему с помощью рисунка или картинки. Затем организуйте с детьми диалог. Задавайте вопросы и зарисовывайте на карте информацию, которую они вспомнят по теме. Это своего рода мозговой штурм – подбор слов-ассоциаций по теме и соответствующих им признаков. В ходе обсуждения предлагайте детям по очереди дополнять ментальную карту новым рисунком или картинкой.
На этом этапе знакомства детей с ментальной картой не ограничиваются тем, чтобы наклеить или нарисовать картинку. Это лишь фиксация образов, за которыми стоит вся информация, которую вы обсуждаете с детьми. Графический образ играет большую роль, особенно для ребенка старшего дошкольного возраста, мышление которого наглядно-образное. Рисунок или картинка формирует ассоциации и способствует тому, что ребенок лучше понимает и запоминает тему. Важно, что, добавляя в интеллект-карту новые образы, дошкольник видит и то, что он или другой воспитанник зафиксировал ранее. Благодаря этому он вспоминает предыдущий материал, видит направление своей дальнейшей деятельности. У дошкольника включаются процессы предварительного обдумывания и повышается мыслительная активность