Екатерина Перникова
Консультация для педагогов «Личностно-ориентированный подход при подготовке к праздникам из личного опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Мунгатский детский сад»
«Личностно-ориентированный подход при подготовке к праздникам из личного опыта»
Подготовил :
музыкальный руководитель
МКДОУ «Мунгатский д/сад»
Перникова Е. И.
с. Каменка,2021г.
Публикация «Консультация для педагогов „Личностно-ориентированный подход при подготовке к праздникам из личного опыта“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В нашем детском саду проводятся праздники и развлечения : «День знаний», «Встреча осени», День матери, праздник Новый год, «Святки-колядки», День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, «День смеха»,«Космическое путешествие», Пасха, 9 мая, выпускной бал. В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, предполагает проведение как индивидуальных, так и групповых занятий.
Использование личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе в большей мере, позволяет добиться самореализацию личности ребёнка. Решить ее - значит создать благоприятные условия, в которых это возможно реализовать, и, прежде всего, хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, отношения сотрудничества «на равных».
Использование личностно-ориентированного подхода направлено на :
- становление ребенка как самостоятельной личности;
- становление ребенка как творческой личности;
- самореализация ребенка;
- эффективность процесса формирования и развития музыкальных способностей детей.
Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.
Роль стихов заключается в том, чтобы они наиболее полно и конкретно доносили до ребенка содержание праздника, объединяли отдельные части сценария, разъясняли их смысл и значение.
Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли.
Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает выход героев, игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроений.
Важным моментом является речь ведущего на празднике, чтобы дети понимали слова обращенные к ним. А также сюрпризные номера должны проходить весело и со вкусом.
Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.
Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому мы в саду не увлекаемся сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, и требует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.
В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике им предоставляется возможность поручить самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности, в зависимости от характера и темперамента ребенка.
Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении-все это способствует стеснительным детям постепенно вливаться в действия праздника.
Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются колокольчикам, погремушкам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому мы оформляем зал очень ярко и красочно, перед праздником рассматриваем с детьми убранство комнаты, давая им возможность создать предпраздничное настроение.
Веселая музыка, движения с цветными платочками, погремушками, инструментами вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Речь взрослого должна ободрять ребенка, создавать радостное настроение.
Выразительность исполнения, вызывает у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Эти дети уже самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места, самостоятельно берут нужный музыкальный инструмент. Для того, чтобы праздник казался еще веселее мы шьем яркие костюмы персонажей. И тогда чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.
При хорошей подготовке, продуманном сценарии, четкой организации - определяется поведение и настроение каждого ребенка на празднике. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. При всем этом даже самые пассивные дети раскрепощаются.
Для того чтобы результаты работы были достойными, следует находиться в тесном контакте с воспитателями, которые помогают в организации праздников.
Важной частью при подготовке к праздничным мероприятиям является работа с родителями, ведь многие родители чересчур стараются выделить своего ребенка: покупают длинные, пышные платья девочкам, фраки мальчикам. Но в них детям не всегда удобно двигаться! Очень дорогие и вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей. Поэтому педагоги заранее предупреждают родителей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
Таким образом, проблема воспитания активной творческой самостоятельной личности ребенка может быть успешно решена благодаря неустанному поиску новых педагогических методов и средств, одним из которых является личностно ориентированный подход в формировании и развитии музыкальных способностей детей,что позволяет добиться лучших результатов и получить полное удовлетворение от проведенной работы.