Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация для педагогов «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.
Ход консультации
1. Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т. к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.
Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.
В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:
• недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
• слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;
• нарушения звукопроизношения;
• недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);
• бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;
• снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.
Для этого в деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:
• развитие общей и мелкой моторки, координации движений;
• развитие мимики, самомассаж лица;
• развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;
• развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание, воздушной струи;
• развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;
• развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
• обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;
• формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;
• развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)
2. Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.
Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.
Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.
Развитие речи в режимных моментах
Утренний прием
- создание активной речевой ситуации до завтрака
• автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);
• речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.)
Гигиенические процедуры:
• развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;
• упражнения на отработку воздушной струи;
• ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)
Перед приемом пищи артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики, нод развитие связной речи
Прогулка:
• развитие общей моторики и координации движений;
• элементы логоритмики;
• подвижные игры с речевым сопровождением:
• речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов;
• игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звукобуквенный анализ);
• создание активных речевых ситуаций.
Сон:
• развитие речевого внимания;
• ознакомление с художественным словом.
Подъем:
• развитие общей и мелкой моторики;
• самомассаж лица и кистей рук;
• элементы логоритмики;
• ознакомление с малыми формами художественного слова
Вечернее время:
• автоматизация звуков;
• игры на звукоподражание и звукоразличение;
• игра «Магазин» (звукослоговой анализ);
• речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;
• игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);
• разгадывание и придумывание загадок и др.
3. Заключение.
Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки:
• автоматизировать звуки;
• формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;
• накапливать словарный запас;
• помогать развитию связной речи.
Литература
1. Иванова О. Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
2. Морозова В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М. : ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.
4. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп. – М. : Гном, 2016. – 24 с.